Предмет: Обучение грамоте (чтение)
Тема: Закрепление изученного материала . Чтение слов с буквой Б, б .
Цель: закрепить умение учащихся читать слоги, слова и предложения с буквой Б, б.
Задачи: способствовать развитию навыка осознанного, орфоэпически правильного чтения по «цепочке», в парах, самостоятельно; содействовать развитию связной устной речи учащихся; создавать условия для развития внимания, наблюдательности.
Ход урока
I. Организационный этап.
- Сейчас сядут те дети, у кого дома нет аквариума.
- Как вы думаете, каким образом связан аквариум с нашим уроком чтения?
- Сегодня урок чтения связан с рыбами, рыбалкой и т.д. Если вы будете внимательны, сосредоточенны, то на протяжении всего урока будете чувствовать себя как рыба в воде.
- Как вы думаете, что это значит? (Чувствовать себя хорошо, свободно, комфортно)
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
- Ребята, сегодня на уроке к нам пришли два мальчишки – рыбака Борис и Вова и принесли с собой много разных заданий.
- На доске записаны слова, прочитаем нам их Полина С. БРАК, БУСЫ, БЕДА.
- Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
- Подумайте и скажите, какие слова в них спрятаны. (Рак, усы, еда)
- Какая буква была лишняя в каждом слове? (б)
- Какие звуки обозначает буква Б? (б, б’)
- Охарактеризуйте звук Б, звук Б’. (Согл., тв., зв; согл., м., зв.)
- Перед какими гласными звук б будет твердым? (а,о,у,э,ы)
- Перед какими гласными звук б будет мягким? (и)
- Назовите мне примеры слов с твердым звуком б.
- Назовите примеры слов с мягким звуком б’. (ответы детей)
- Какой букве будет посвящен сегодняшний урок? (Сегодня на уроке мы продолжим работать с буквой Б, будем читать слоги, слова и предложения с изученными буквами)
III. Этап закрепления изученного материала.
- Ребята, что вы знаете про рыб?
- Борис, прежде чем собираться на рыбалку, взял свою любимую энциклопедию про рыб и вот что интересное он про них прочитал. (Это водные животные, известно огромное количество видов рыб. На земле рыбы появились даже раньше динозавров. Кожа обычно слизистая, покрыта чешуёй. Движутся в воде за счет изгибаний тела из стороны в сторону. Самая маленькая рыбка имеет размер 8 мм, она полностью поместиться на вашем мизинце, а самая большая – китовая акула (20 м). У рыб есть такой орган – кт называется боковая линия, она помогает им ориентироваться , помогает обнаруживать добычу или врагов. В связи с интенсивной ловлей рыб их численность сокращается, поэтому ловить рыбу можно только в разрешенных местах.)
Игра «Скажи наоборот»
- А вот второй мальчик Вова сейчас предлагает вам поиграть в игру «Скажи наоборот». Я называю вам слово, а вы мне наоборот. Подсказка – слова - наоборот будут начинаться с той буквы, над которой мы сегодня работаем. (Б)
Чёрный - … (белый)
Маленький - … (большой)
Дедушка - … (бабушка)
Богатый - … (бедный)
Стоять - … (бежать)
Здоровый - … (больной)
Далеко - … (близко)
- Составьте 2 предложения с любой парой слов.
ü Ответы учащихся.
- Но прежде чем перейти к выполнению следующих заданий выполним зарядку для глаз. !!!
Задание 1. Упражнение для развития беглого чтения.
- Откройте книги «Я учусь читать» на с. 36, читаем слова (нежирным шрифтом) по цепочке, прием «снежный ком».
- Молодцы, следующее задание.
Задание 2. Подготовка к чтению текстов. Тренировка орфоэпического чтения.
- Откройте буквари на с. 84, найдите столбики слов, прочитайте их в парах.
- Все ли слова вам были понятны?
Задание 3. Чтение текста.
- Вам нужно самостоятельно прочитать текст на с. 84 - 85. Будьте сосредоточенны и внимательны, т.к. после прочтения будете отвечать на вопросы.
- Кем являются Вова и Борис? (Они рыбаки)
- В какое время суток они ловили рыбу? (Рано утром)
- Какой улов был у рыбаков? (Караси, лини и окуни)
- Кого накормили карасиками ребята? (Кота Барсика)
- Кого ребята встретили по пути домой? (Старика Назара)
- Что сделали ребята? (Отдали улов старику)
- Какими являются эти ребята? Какие качества они проявили? (Добрые, не жадные, уважающие и помогающие старикам)
- Как вы понимаете смысл последнего предложения ? (Доброта красит нас) (Ответы учащихся)
- Вспомните пословицы о доброте. (Мир не без добрых людей, жизнь дана на добрые дела)
- Физкультминутка
- Мальчишки – рыбаки хотят поиграть с вами еще в одну игру «Много – один». Я называю вам слова во множественном числе, а вы мне в единственном.
Дубы - … (дуб)
Зубы - … (зуб)
Грибы - … (гриб)
Крабы - … (краб)
Голуби - … (голубь)
- Какой звук слышится в конце тех слов, которые вы мне называли? (П)
- Но, ребята, пишется на конце этих слов буква Б. Чтобы не сделать ошибки в этих словах, надо изменить его так, чтобы после согласного стоял гласный. Например: гриб – грибы.
Задание 4. Работа с деформированным предложением.
- На партах у вас лежат карточки со словами.
- Прочитаем слова. Является ли прочитанное предложением? Почему?
- Ваша задача – самостоятельно поставить слова в нужном порядке, чтобы получилось предложение. Над словами цифрами поставьте какое из них будет 1, какое 2 и т.д.
Борис и Вова побежали на рыбалку. Побежали рыбалку на Борис Вова и
ü Фронтальная проверка.
- Сколько слов в предложении? (6) Какое слово 1? 2? 3? 4?5?6?
- Разделить слова на слоги, поставить ударение.
- Найти буквы Б и подчеркнуть их тем цветом, какой звук они обозначают, 1 вариант - сделать звуковой анализ слова Борис, 2 вариант – Вова.
ü Проверка по ключу.
ü Оценивание. (НА ДОСКЕ)
Без ошибок - +
1 – 2 ошибки - ?
3 и более ошибок - -
IV. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.
- Над какой буквой мы с вами сегодня работали? (Б)
- Какие звуки обозначает буква Б? (Б, Б‘)
- Кто чувствовал себя на уроке, как рыба в воде, поднимите руку.
- Продолжите предложения:
- На уроке я узнал …
- Я получил удовольствие...
- Я хочу лучше научиться …