Тема: ТЕПЛОПРОВОДНОСТЬ
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||
I этап. Организационный |
|||||||||
Цель: положительный настрой на работу на уроке
|
Здравствуйте ребята, надеюсь, что у всех хорошее настроение. Все готовы к уроку? Итак, начинаем урок. Посмотрите в окно, какая красивая осень. Скоро наступят холода, а мы готовы к ним? Что нужно делать, чтобы не замерзнуть зимой. Как сберечь растения от морозов? Ответить на эти вопросы нам поможет сегодняшний урок. |
Проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопросы, рассуждают. |
|||||||
II этап. Актуализация знаний |
|||||||||
Цель: Повторить ранее изученный материал, для подведения к изучению новой темы |
Выполняется тест по пройденному материалу |
Отвечают на вопросы теста
|
|||||||
III. Мотивация к деятельности |
|||||||||
|
Разгадайте ребус |
Теплопроводность |
|||||||
Цель: побуждение интереса к предмету |
|
||||||||
IV.Изучение нового материала |
|||||||||
|
|
|
|||||||
Цель: познакомить с понятием теплопроводности, процессом передачи, использование. |
Как вы думаете, какая тема нашего урока? Какие вопросы мы будем рассматривать?
1. Теплопроводность Демонстрация опытов. На основе их делаются вывода 1.В стакан с горячей водой опущена ложка. Что произойдет с ложкой? 2.Почему ложка нагрелась? 3. В результате чего происходит перенос тепла от нагретого конца ложки к холодному?
Какой вывод можно сделать?
Нагревание ложки в горячем чае — пример теплопроводности.
Теплопроводность – перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым, в результате теплового движения и взаимодействия частиц. Изучим это явление, проделав ряд опытов с твердыми телами, жидкостью и газами. Проведем опыты:
Просматривают видео-опыт про теплопроводность различных металлов. Плохой теплопроводностью обладают шерсть, перья птиц, бумага, пробка и другие пористые вещества. Это связано с тем, что между волокнами этих веществ содержится воздух. Самой низкой теплопроводностью обладает вакуум Запишем основные особенности теплопроводности:
|
Тема урока теплопроводность. Что такое теплопроводность. Процесс передачи энергии способом теплопроводности. У каких тел хорошая и плохая теплопроводность. Где применяются знания о теплопроводности. Учащиеся в тетрадь записывают тему урока в тетрадь.
-Она нагреется. -Вода отдала часть тепла ложке, а часть окружающему воздуху. -В результате движения и взаимодействия частиц
Вывод: Из примера ясно, что тепло может передаваться от тела, более нагретого к телу менее нагретому (от горячей воды к холодной ложке). Но энергия передавалась и по самой ложке – от ее нагретого конца к холодному. Записывают определение.
-Гвоздики начинают постепенно один за другим падать, сначала те, которые ближе к пламени. -От горячего конца проволоки к холодному. -Пока проволока вся не нагреется, т. е пока температура во всей проволоке не выровняется. -Скорость движения молекул увеличивается. Вода у поверхности закипела. Дно чуть теплое. Вывод. У жидкостей теплопроводность невелика.
Вывод. Теплопроводность у газов еще меньше.
Теплопроводность у различных веществ различна. Делают выводы по увиденному Записывают основные особенности теплопроводности
Называют, какие тела обладающие хорошей, плохой теплопроводностью. Заполняют таблицу в тетради
|
|||||||
V.Закрепление |
|||||||||
Цель: закрепить материал, познакомиться , где в жизни мы применяем знания теплопроводности. |
Вспомним сказку Примеры теплопроводности: Отрывок из сказки «Мороз Иванович» Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего - работают бедные люди. - Ничего, - сказал Мороз Иванович, - только снегом пальцы потри, так и отойдут, не ознобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки. Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зелёная травка. Рукодельнице стало жаль бедной травки. - Вот ты говоришь, - сказала она, - что ты старик добрый, а зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь? - Не выпускаю потому, что ещё не время; ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежной периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло; а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберёт да на мельницу отвезёт…
Рассмотренные примеры нам помогут сделать вывод и заполнить таблицу
|
Слушают текст, называют тела, обладающие хорошей и плохой теплопроводностью. -Снег — пористое, рыхлое вещество, в нем содержится воздух. Поэтому снег обладает плохой теплопроводностью и хорошо защищает землю, озимые посевы, плодовые деревья от вымерзания. - Кухонные прихватки сшиты из материала, который обладает плохой теплопроводностью. -Сковороды и кастрюли делают из веществ с хорошей теплопроводностью (металлы) используют для быстрого нагревания тел или деталей. -Ручки чайников, кастрюль делают из материалов обладающих плохой теплопроводностью. Все это защищает руки от ожогов, при прикосновении к горячим предметам. -Опилки являются плохим проводником тепла. Растения укрывают опилками, чтобы они не замерзли. -Между шерстинками находится воздух, который плохо проводит тепло. -Шубка шмеля плохо проводит тепло, так как между ворсинками находится воздух, у которого теплопроводность мала. -Между пчелами остается воздух, который плохо проводит тепло и предохраняет от вымерзания.
|
|||||||
VI.Первичная проверка знаний |
|||||||||
Цель: проверить на каком уровне понят материал? |
|
Отвечают |
|||||||
VII.Итог урока |
|||||||||
|
Вспомним вопросы в начале урока. Готовы ли мы к зиме? С каким явлением мы сегодня познакомились? В чем заключается это явление? Домашнее задание. §3 (всем), подготовить доклад «Теплопроводность в природе, быту и технике.» (по желанию) Спасибо за работу на уроке. |
Отвечают на вопросы |
|||||||