contrast version

Тема урока: «Нахождение дроби от числа»

Учитель: Хоруженко Н.В.

Класс: 6В

Тип урока: урок-практикум.

Технологии: технология сотрудничества, компетентностно- ориентированная, развивающего обучения, игровая, здоровьесбережения.

 

 

Цели урока: закрепление учащимися навыка нахождения дроби от числа.

Задачи: создание условий для развития логического мышления, интереса к математике, умения работать в группе и самостоятельно, переносить знания в новые условия; способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, культуры общения.

Оборудование: тетради, доска, раздаточный материал (карточки с заданиями № 2, 3, 4; листочки для выполнения задания №3).

План урока.

1. Организационный момент (7 мин.).

2. Инструктаж и выполнение задания №1 (7 мин.).

3. Инструктаж и выполнение задания №2 (7 мин.).

4. Инструктаж и выполнение задания №3 (8 мин.).

5. Инструктаж и выполнение задания №4 (8 мин.).

6. Подведение итогов (3 мин.).

Ход урока.

Класс предварительно разбит на группы по 3 человека, столы расставлены соответствующим образом. Оформление передней доски (внутренняя часть на начало урока закрыта): 1) центральная часть – таблица к заданию №1; 2) левая створка – записи: «Туристическое агентство «Лукоморье»», « Путешествие по сказкам: «Мужик и медведь», «Золушка», «Три поросенка»»; 3) обратная сторона створок – дата, «Классная работа», тема урока, задания устного счета, задание на дом. Боковая доска: на левой створке записаны цели урока, на центральной части – таблица для внесения результатов работы групп.

1. Организационный момент.

- Приветствие;

- запись в дневник домашнего задания (№513, 529);

- запись в тетрадях даты, названия работы («классная»);

- сообщение темы урока;

- описание характера работы (формы урока);

- сообщение целей урока;

- актуализация опорных знаний (устные упражения).

ü Мы продолжаем работать по теме «Нахождение дроби от числа», но сделаем это в необычной форме: отправимся в небольшое сказочное путешествие. А поскольку путешествовать веселее с друзьями, я вас поделила на группы. То есть работа у нас будет групповая. Отметка выставляется всей группе по итогам выполнения четырех заданий. Добиться мы должны следующих целей:

1) Научиться применять правило нахождения дроби от числа при решении задач.

2) Организовать сотрудничество в своей группе.

3) Получить хорошие отметки.

 

Перед тем, как отправиться в путешествие, нужно приготовить все, что может в нем понадобиться. Нам понадобится умение умножать дроби, знание правила нахождения дроби от числа, знание понятия процента.

- Сформулируйте правило нахождения дроби от числа.

 

- Найдите: 5/16 от 3; 3/4 от 16; 4/7 от 2/3; 0,2 от 35.

 

- Замените проценты десятичной дробью: 2%, 30%, 120%.

 

- Замените проценты обыкновенной дробью: 18%, 90%, 150%.

 

2. Инструктаж и выполнение задания №1(групповая работа).

ü Я обратилась в туристическое агентство «Лукоморье» (открывается доска), где мне предложили тур по сказкам «Мужик и медведь», «Золушка» и «Три поросенка». Вам нужно выбрать вид транспорта, подсчитать стоимость путешествия для группы. Вычисления записываются в тетрадях, представитель от группы должен будет в устной форме объяснить свой выбор (почему именно этот способ передвижения был выбран). Расценки помещены в таблице:

Вид транспорта

Стоимость путевки для 1 человека

Скидки для групп

До 5 человек

От 6 до 10 человек

Больше 10 человек

Ковер-самолет

6000 руб.

3%

5%

10%

Сапоги-скороходы

4000 руб.

3%

5%

10%

Ступа Бабы Яги

5000 руб.

3%

5%

10%

Печь Емели

3000 руб.

3%

5%

10%

 

Результаты выполнения расчетов фиксируются в таблице, приготовленной на доске (ставим +, -, ±):

№ группы

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Кол- во «+» и «-»

Отметка

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

3. Инструктаж и выполнение задания №2(«вертушка»).

ü Задание №2 выполняется методом «вертушка». Каждый участник группы по очереди читает вслух задачу, рассказывает, как будет ее решать. Другие слушают, при необходимости поправляют. Затем все записывают в тетрадях решение задачи и ответ.

Учитель проверяет правильность, заносит результаты в таблицу.

Задание №2 (каждая следующая задача по смыслу связана с предыдущей):

а) Мужик и медведь собрали 360 кг репы. Корешки составили всего урожая. Какова масса корешков?

б) На следующий год мужик и медведь вырастили пшеницу. Масса зерна составила 0,4 массы собранной в прошлом году репы. Сколько килограммов пшеницы получилось?

в) Сколько получится муки из этой пшеницы, если масса муки составляет 80% массы зерна?

4. Инструктаж и выполнение задания №3(индивидуальная самостоятельная работа).

ü Каждый ученик получает индивидуальное задание для самостоятельной работы. Решение этого задания записывается на листочках, оформляется полностью: краткая запись условия, действия, ответ. При необходимости можно обратиться за помощью к товарищу по группе.

По окончании листочки собираются на проверку учителем (проверяет во время выполнения задания №4), результат заносится в таблицу.

Задание №3 (задачи различаются по уровню сложности):

А. Мачеха велела Золушке посадить 150 кустов роз, причем этого количества надо высадить на клумбу возле дома, а остальное – в саду. Сколько кустов роз надо высадить на клумбу, а сколько в саду?

В. Собранные в саду 75 кг абрикосов мачеха приказала распределить следующим образом: из сварить варенье, 0,6 всех абрикосов отнести в подарок королю, а остальное подать к обеду. Сколько килограммов абрикосов надо взять на варенье, сколько отнести королю, а сколько подать к обеду?

С. Мачеха с дочками купили 25 м шелка. Из 0,3 купленной ткани Золушке приказали сшить платье для мачехи, из 80% остатка – платья для дочерей, а остальное пустить на отделку других нарядов. Сколько метров шелка уйдет на платье мачехи, сколько на платья дочерей, а сколько останется на отделку?

5. Инструктаж и выполнение задания №4(групповая работа).

ü Работает вся группа: решение задач обсуждается, записывается в тетрадях (действия и ответ).

Результат фиксируется в таблице.

Задание №4

а) Чтобы отремонтировать крышу, требуется заменить кровли. Известно, что общая площадь крыши равна 36 м2, а стоимость 1 м2 кровельного железа – 200 рублей. Сколько денег понадобится поросятам, чтобы купить необходимое количество кровли?

б) Год назад поросята положили 3500 рублей в банк «Волшебный», который платит своим вкладчикам 40% от суммы вклада в год. Хватит ли суммы, которая образовалась на банковском счете поросят после начисления процентов, на покупку кровли?

6.Подведение итогов.

ü Наше путешествие подошло к концу, давайте подведем его итоги. Справились ли мы с поставленными целями? Посмотрим, каковы отметки (в каждой группе подсчитывается количество плюсов и минусов; если плюсов больше, то отметка «10,9», если плюсов и минусов поровну – отметка «8,7», если минусов больше – отметка «6,5»).

Оцените работу группы. Какая группа была самой быстрой, самой эмоциональной, самой активной, самой безошибочной? Над чем еще нужно поработать? Что больше всего понравилось?

 

Компетентностно-ориентированные задания

1.В воздухе, котором мы дышим,всегда имеется пыль. Когда мы дышим через нос, пыли задерживается на 60 % больше, чем тогда, когда мы дышим через рот. Во сколько раз при дыхании через нос пыли задерживается больше, чем при дыхании ртом. Что вы знаете о политике нашего государства относительно проблемы чистого воздуха?

2.Самое соленое из всех морей земного шара Мертвое море содержит до 300г соли на 1кг воды. Выясни, сколько граммов соли содержится в 200г морской воды. Узнай о пользе морской воды для здоровья человека.

3.«Вы — учитель начальной школы, сдаёте экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для её решения?

В понедельник утром 25 учеников сдали на питание, оно включает в себя завтрак и обед. Стоимость завтрака на 0,25 рублей дешевле, чем стоимость обеда. Сколько денег надо будет вам сдать в конце дня?

Подчеркните правильный ответ:

1.В классе 15 девочек и 10 мальчиков;

2.Стоимость обеда или завтрака;

3.Первый урок начинается в 8:30.»