Тема урока: «Нахождение дроби от числа»
Учитель: Хоруженко Н.В.
Класс: 6В
Тип урока: урок-практикум.
Технологии: технология сотрудничества, компетентностно- ориентированная, развивающего обучения, игровая, здоровьесбережения.
Цели урока: закрепление учащимися навыка нахождения дроби от числа.
Задачи: создание условий для развития логического мышления, интереса к математике, умения работать в группе и самостоятельно, переносить знания в новые условия; способствовать воспитанию ответственного отношения к учебе, культуры общения.
Оборудование: тетради, доска, раздаточный материал (карточки с заданиями № 2, 3, 4; листочки для выполнения задания №3).
План урока.
1. Организационный момент (7 мин.).
2. Инструктаж и выполнение задания №1 (7 мин.).
3. Инструктаж и выполнение задания №2 (7 мин.).
4. Инструктаж и выполнение задания №3 (8 мин.).
5. Инструктаж и выполнение задания №4 (8 мин.).
6. Подведение итогов (3 мин.).
Ход урока.
Класс предварительно разбит на группы по 3 человека, столы расставлены соответствующим образом. Оформление передней доски (внутренняя часть на начало урока закрыта): 1) центральная часть – таблица к заданию №1; 2) левая створка – записи: «Туристическое агентство «Лукоморье»», « Путешествие по сказкам: «Мужик и медведь», «Золушка», «Три поросенка»»; 3) обратная сторона створок – дата, «Классная работа», тема урока, задания устного счета, задание на дом. Боковая доска: на левой створке записаны цели урока, на центральной части – таблица для внесения результатов работы групп.
1. Организационный момент.
- Приветствие;
- запись в дневник домашнего задания (№513, 529);
- запись в тетрадях даты, названия работы («классная»);
- сообщение темы урока;
- описание характера работы (формы урока);
- сообщение целей урока;
- актуализация опорных знаний (устные упражения).
ü Мы продолжаем работать по теме «Нахождение дроби от числа», но сделаем это в необычной форме: отправимся в небольшое сказочное путешествие. А поскольку путешествовать веселее с друзьями, я вас поделила на группы. То есть работа у нас будет групповая. Отметка выставляется всей группе по итогам выполнения четырех заданий. Добиться мы должны следующих целей:
1) Научиться применять правило нахождения дроби от числа при решении задач.
2) Организовать сотрудничество в своей группе.
3) Получить хорошие отметки.
Перед тем, как отправиться в путешествие, нужно приготовить все, что может в нем понадобиться. Нам понадобится умение умножать дроби, знание правила нахождения дроби от числа, знание понятия процента.
- Сформулируйте правило нахождения дроби от числа.
- Найдите: 5/16 от 3; 3/4 от 16; 4/7 от 2/3; 0,2 от 35.
- Замените проценты десятичной дробью: 2%, 30%, 120%.
- Замените проценты обыкновенной дробью: 18%, 90%, 150%.
2. Инструктаж и выполнение задания №1(групповая работа).
ü Я обратилась в туристическое агентство «Лукоморье» (открывается доска), где мне предложили тур по сказкам «Мужик и медведь», «Золушка» и «Три поросенка». Вам нужно выбрать вид транспорта, подсчитать стоимость путешествия для группы. Вычисления записываются в тетрадях, представитель от группы должен будет в устной форме объяснить свой выбор (почему именно этот способ передвижения был выбран). Расценки помещены в таблице:
Вид транспорта |
Стоимость путевки для 1 человека |
Скидки для групп |
||
До 5 человек |
От 6 до 10 человек |
Больше 10 человек |
||
Ковер-самолет |
6000 руб. |
3% |
5% |
10% |
Сапоги-скороходы |
4000 руб. |
3% |
5% |
10% |
Ступа Бабы Яги |
5000 руб. |
3% |
5% |
10% |
Печь Емели |
3000 руб. |
3% |
5% |
10% |
Результаты выполнения расчетов фиксируются в таблице, приготовленной на доске (ставим +, -, ±):
№ группы |
Задание №1 |
Задание №2 |
Задание №3 |
Задание №4 |
Кол- во «+» и «-» |
Отметка |
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
3. Инструктаж и выполнение задания №2(«вертушка»).
ü Задание №2 выполняется методом «вертушка». Каждый участник группы по очереди читает вслух задачу, рассказывает, как будет ее решать. Другие слушают, при необходимости поправляют. Затем все записывают в тетрадях решение задачи и ответ.
Учитель проверяет правильность, заносит результаты в таблицу.
Задание №2 (каждая следующая задача по смыслу связана с предыдущей):
а) Мужик и медведь собрали 360 кг репы. Корешки составили всего урожая. Какова масса корешков?
б) На следующий год мужик и медведь вырастили пшеницу. Масса зерна составила 0,4 массы собранной в прошлом году репы. Сколько килограммов пшеницы получилось?
в) Сколько получится муки из этой пшеницы, если масса муки составляет 80% массы зерна?
4. Инструктаж и выполнение задания №3(индивидуальная самостоятельная работа).
ü Каждый ученик получает индивидуальное задание для самостоятельной работы. Решение этого задания записывается на листочках, оформляется полностью: краткая запись условия, действия, ответ. При необходимости можно обратиться за помощью к товарищу по группе.
По окончании листочки собираются на проверку учителем (проверяет во время выполнения задания №4), результат заносится в таблицу.
Задание №3 (задачи различаются по уровню сложности):
А. Мачеха велела Золушке посадить 150 кустов роз, причем этого количества надо высадить на клумбу возле дома, а остальное – в саду. Сколько кустов роз надо высадить на клумбу, а сколько в саду?
В. Собранные в саду 75 кг абрикосов мачеха приказала распределить следующим образом: из сварить варенье, 0,6 всех абрикосов отнести в подарок королю, а остальное подать к обеду. Сколько килограммов абрикосов надо взять на варенье, сколько отнести королю, а сколько подать к обеду?
С. Мачеха с дочками купили 25 м шелка. Из 0,3 купленной ткани Золушке приказали сшить платье для мачехи, из 80% остатка – платья для дочерей, а остальное пустить на отделку других нарядов. Сколько метров шелка уйдет на платье мачехи, сколько на платья дочерей, а сколько останется на отделку?
5. Инструктаж и выполнение задания №4(групповая работа).
ü Работает вся группа: решение задач обсуждается, записывается в тетрадях (действия и ответ).
Результат фиксируется в таблице.
Задание №4
а) Чтобы отремонтировать крышу, требуется заменить кровли. Известно, что общая площадь крыши равна 36 м2, а стоимость 1 м2 кровельного железа – 200 рублей. Сколько денег понадобится поросятам, чтобы купить необходимое количество кровли?
б) Год назад поросята положили 3500 рублей в банк «Волшебный», который платит своим вкладчикам 40% от суммы вклада в год. Хватит ли суммы, которая образовалась на банковском счете поросят после начисления процентов, на покупку кровли?
6.Подведение итогов.
ü Наше путешествие подошло к концу, давайте подведем его итоги. Справились ли мы с поставленными целями? Посмотрим, каковы отметки (в каждой группе подсчитывается количество плюсов и минусов; если плюсов больше, то отметка «10,9», если плюсов и минусов поровну – отметка «8,7», если минусов больше – отметка «6,5»).
Оцените работу группы. Какая группа была самой быстрой, самой эмоциональной, самой активной, самой безошибочной? Над чем еще нужно поработать? Что больше всего понравилось?
Компетентностно-ориентированные задания
1.В воздухе, котором мы дышим,всегда имеется пыль. Когда мы дышим через нос, пыли задерживается на 60 % больше, чем тогда, когда мы дышим через рот. Во сколько раз при дыхании через нос пыли задерживается больше, чем при дыхании ртом. Что вы знаете о политике нашего государства относительно проблемы чистого воздуха?
2.Самое соленое из всех морей земного шара Мертвое море содержит до 300г соли на 1кг воды. Выясни, сколько граммов соли содержится в 200г морской воды. Узнай о пользе морской воды для здоровья человека.
3.«Вы — учитель начальной школы, сдаёте экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для её решения?
В понедельник утром 25 учеников сдали на питание, оно включает в себя завтрак и обед. Стоимость завтрака на 0,25 рублей дешевле, чем стоимость обеда. Сколько денег надо будет вам сдать в конце дня?
Подчеркните правильный ответ:
1.В классе 15 девочек и 10 мальчиков;
2.Стоимость обеда или завтрака;
3.Первый урок начинается в 8:30.»