contrast version

ГУО «Средняя школа №20 г.Орши»

 

Доклад

 

Использование различных форм

и способов организации

учебно- познавательной деятельности учащихся

на уроках немецкого языка

с целью предупреждения перегрузки

и утомляемости учащихся

 

 


 

Подготовила:

Мыськова Ю.В.

учитель немецкого языка

от 29.03.2019

 

ОРША, 2019

 

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Успешность обучения зависит не только от мето­дов обучения, но и от форм организации познавательной дея­тельности учащихся на уроке, тем более что их реализация проис­ходит как раз в той или иной форме деятельности

Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «...целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спе­цификой распределения учебно-познавательных функций, после­довательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом - временным и пространственным».

Различают следующие формы организации познавательной деятельности.

1.Индивидуально-обособленная

2.Фронтальная форма познавательной деятельности

3.Групповая форма организации познавательной деятельности

4.Коллективная форма познавательной деятельности учащихся.

5.Работа в парах.

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы. С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся.

Важным фактором, влияющим на познавательный интерес учащихся, является организация пространства в кабинете. Два кабинета немецкого языка полностью отвечают современным требованиям, здесь создана образовательная предметная среда и происходит погружение учащихся в языковое пространство.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Изучая обычаи и традиции немецкого народа, ученики имеют возможность лучше представить себе жизнь простых людей, их пристрастия, увлечения, интересы. Они имеют возможность также узнать, что люди в другой стране тоже любят праздники, что под новый год ждут подарки и красят яйца на Пасху.

Одним из ведущих, наиболее распространенных и применяемых в педагогической практике способов развития познавательного интереса, является творческое задание.

Многие сюжетно-ролевые игры, изготовление поделок – все это связано с различными немецкими народными праздниками, обычаями, жизнью немецкого народа в деревне, одни раскрывают его житейскую мудрость, другие - отражают какие-либо исторические события, но практически все они знакомят с культурой, характерной для данной языковой общности. Обучающиеся не просто знакомятся с ценностями народа изучаемого языка посредством данной деятельности, но и выясняют, присущи ли они только немецкому народу или являются общечеловеческими, постоянно сравнивают с фактами родной культуры, осознают специфичность и уникальность своей культуры через знакомство с иной.

Таким образом, использование творческих заданий на занятиях не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формированию активности личности, внесению на урок эмоционального колорита, но и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру, воспитанию чувства уважения к культуре другого народа, усваиванию таких понятий как самобытность, уникальность, национальное самосознание, способствует формированию личности, желающей вступить в межкультурную коммуникацию.

Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Повышение качества подготовки связано, в первую очередь, с применением активных форм и методов обучения, таких как деловые и ролевые игры, видеофильмы, театральные постановки, концерты, проведение экскурсий. Для повышения познавательной деятельности учащихся и активизации их на уроке необходимо с самого начала урока создать ситуацию общения.

Почему именно урочная деятельность?

Урок – традиционная часть учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе, всё самое главное и значительное в жизни школьника происходит на уроке; уроку отводится не менее 98% учебного времени; именно от урока тянутся связующие нити к внеклассной работе, к формированию и внедрению новых технологий обучения и воспитания – то есть, ко всем звеньям внутришкольной жизни.

Современный урок иностранного языка должен быть организован таким образом, чтобы учащийся выступал как субъект обучения, активно осваивающий знания, что способствует овладению ими на уровне смысла. Это возможно через использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка.

Урочная деятельность должна включать в себя

  • новые образовательные технологии (проектная методика, информационные технологии);
  • нетрадиционные формы уроков (видео-урок, урок – проектирование, урок – презентация, урок – драматизация, эксперименты, уроки с носителями языка);
  • игровые, творческие формы работы.

Положительной стороной таких форм работы является и то, что это, прежде всего, творческий процесс, где каждый ребенок становится равноправным участником. Это приводит к созданию ситуаций успеха и играет важную роль в процессе обучения и воспитания.

Современные информационные технологии способствуют формированию интереса к изучению иностранного языка и культуры другой страны через возможности и ресурсы Интернета, участие в телеконференциях, различные образовательные программы по немецкому языку.

Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка.

Игра – эффективное средство обучения различным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо).

Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и однообразную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то интересного, где каждый может почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от обучаемых концентрации внимания, напряжения сил. При проведении урока желательно включать зарядки-релаксации. Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность ученикам не только отдохнуть, но и формирует фонетические, лексические, грамматические навыки. Музыка может также звучать фоном при выполнении каких–либо монотонных заданий, чтобы снять напряжении.

Урок — не единственная возможность, способствующая достижению практической цели. Проведение конкурсов, олимпиад, выпуск стенгазет, участие в концертах, фестивалях, разработке блога направлено на формирование личности ученика, повышает потребность в изучении иностранного языка.

Основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:

1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

3. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.

4. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.

https://youtu.be/m6gA66Eritw