Урок трудового обучения. 2 класс.
Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка.
Цель: научиться вырезать розетковую вытинанку.
Задачи:
- расширить представление детей об узорах вытинанок, продолжить формирование умении вырезания вытинанки;
- способствовать развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного, творческих способностей;
- воспитывать положительное отношение к белорусскому декоративно-прикладному искусству, трудолюбие, правильную самооценку.
Оборудование:
Для учителя: иллюстрации, шары красного и золотистого цвета (по количеству учащихся).
Для учащихся: ножницы, шаблоны, цветная бумага, простой карандаш.
Ход урока
1.Организационный момент
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В хорошем настроении, с улыбкой на лице начнём урок.
- Проверим, все ли у нас готово к уроку труда? (цветная бумага, простой карандаш, ножницы, шаблоны в каждой группе)
2.Сообщение темы урока
-Начать наш урок я хотела бы с таких строк: «Любим мы урок труда. Без труда мы никуда. Режем, клеим, мастерим, В жизни всё уметь хотим!» (на доске написан)
-Как вы понимаете эти строки?
-Под таким девизом мы сегодня будем работать.
- А сейчас настроились все на работу, нам предстоит сегодня сделать многое.
-Ребята, скажите пожалуйста, какое сегодня число? (30 ноября)
-Как мы охарактеризуем этот день? (последний день осени)
-А завтра у нас наступает первый день зимы!
-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в зиму.
-Назовите пожалуйста приметы зимы, природные явления. (снег, иней)
-Исходя из нашей беседы, кто может предположить тему урока? Что мы сегодня будем делать на уроке?
Тема. Вырезание вытинанки.
А какой вытинанки, вы узнаете немного позже.
3. Актуализация знаний
- Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанкой. Трудно было представить себе деревенское жилище Беларуси без этого своеобразного украшения.
- По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы вытинанками каждый год перед Новым годом, Рождеством, Пасхой. Старые вытинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы.
- В настоящее время у нас в Беларуси этот вид деятельности снова становится популярен.
-Мы с вами так же украшаем дома, школу вытинанками перед новогодними праздниками.
4. Изучение нового материала
-Но есть разные виды вытинанок.
-Технологический словарик поможет нам вспомнить виды вытинанок.
Работа с технологическим словарём.
- Какие виды вытинанок вы знаете? (Ответы детей)
Раппортная вытинанка - узор ритмичный, повторяется много раз.
Бумага складывается гармошкой.
Симметричная (зеркальная) вытинанка - на рисунке есть симметрия, одинаковость в расположении частей на противоположных сторонах от центра. Бумага складывается пополам.
Розетковая вытинанка - узор симметричный и повторяется по кругу. Бумага складывается на уголок.
-Сегодня мы более подробно познакомимся с розетковой вытинанкой.
-Гостьей на нашем уроке сегодня будет одна королева.
-Какая же королева может прийти на урок зимой?
-Верно, это Снежная Королева.
-Вы знаете, что Снежная Королева не очень добрая и любит пакостить.
-Вот и сегодняшний день не исключение. Она заколдовала волшебное новогоднее дерево.
-Какое же это дерево? (ёлка)
-А чтобы его расколдовать, Снежная Королева хочет, чтобы мы работали по такому плану и ответили на все ее вопросы.
-За каждый пройденный этап вы будете получать части мозаики. Вам нужно собрать из фрагментов иллюстрацию новогоднего дерева, тогда колдовство отступит.
План работы: (на доску вывешиваю)
1.Ответить на вопросы.
2. Научиться складывать бумагу для вырезания розетковой вытинанки.
3. Вырезать снежинки.
-Исходя из плана урока, поставим цель.
Цель: научиться вырезать розетковую вытинанку. (на доску)
-И первый вопрос от Снежной Королевы.
1. Что такое вытинанка? (искусство вырезания из бумаги.)
2. Какие узоры характерны для вытинанок?
Геометрические узоры. Среди геометрических мотивов встречаются: квадрат, прямоугольник, ромб, крест, звезда. Эти формы могут выступать в различных сочетаниях.
Растительные. Для народного орнамента характерны изображения васильков, колокольчиков, цветов розы, колосков, ягод рябины. Значительное место занимают изображения деревьев или веток. Это объясняется тем, что наши предки в узоре дерев видели знак жизни и долголетия.
Животные. Мотивы с изображениями животных связаны с языч-ницкой мифологией стародавних славян. По силуэту эти узоры напоминают птиц (голубей, петухов, павлинов) и зверей. В народном представлении эти изображения символизируют тепло, светло, весну.
-Но более распространены геометрические узоры.
-Молодцы! На все вопросы дали правильные ответы. Получите первый фрагмент картинки. (ИЛЮСТРАЦИЯ 1)
Второй вопрос
-Читаем второй вопрос нашего плана.
-И сегодня мы будем учиться вырезать восьми-лучевую розетковую вытиннку, а по-другому снежинку. (на доску пример розетковых вытинанок)
-Эта вытинанка имеет несколько осей симметрии, которые проходят через один центр. Поэтому она и называется центрической или розетковой. Посмотрите на образцы розетковой вытинанки.
-У каждого на столе лежат 2 кружочка, красный и жёлтый.
-Поднимите красную карточку те, кто понял и знает, что такое розетковая вытинанка, кто не совсем разобрался – жёлтую. (проверка усвоения классом темы).
5. Практическая деятельность
1. Вводный инструктаж
-Прежде чем мы приступим к складыванию и вырезанию снежинок, повторим правила безопасной работы с ножницами.
- Как расположены на рабочем месте инструменты? (Каждый на определённом месте)
- Как нужно передавать ножницы и другие острые предметы? (Вперёд тупым концом)
-Так же определим критерии оценивания своих работ.
1. Самостоятельность.
2. Форма.
3. Аккуратность.
-У вас у каждого для тренировочного складывания есть маленький кусочек бумаги, взяли его.
Теперь, ребята, нам нужно научиться складывать бумагу для вырезания таких снежинок.
-Перед этой работой подготовим наши глазки к работе.
Физкультминутка для глаз.
-Всё делаем по схеме (ребята складывают бумагу пошагово, следят за схемой и смотрят, как это проделывает учитель).
-У вас должен получиться «кулёчек». Кто научился и понял, как складывается бумага – поднимите вверх красные карточки, кто не совсем понял – жёлтые.
-А теперь возьмите ещё один лист и самостоятельно приготовьте ещё один «кулёчек» учитель контролирует процесс складывания бумаги, помогает тем, кто не совсем разобрался). На партах у детей 2 кулёчка.
-Вы снова справились, и мне ничего не остаётся делать, как выдать вам очередной фрагмент иллюстрации. (ИЛЮСТРАЦИЯ №2)
-Ребята, осталось самое интересное. Посмотрите, какие красивые, необычные, ажурные снежинки могут получиться у вас .
-А как? Вот образцы узоров У меня есть шаблоны, вы можете ими воспользоваться. Кто может сделать узор самостоятельно – пожалуйста, выполняйте, но сначала обязательно нужно нарисовать узор, а только потом вырезать. (Ребята выполняют задание так, как им хочется: одни по шаблону, другие по собственному представлению. )
-Ваш выбор, работать с шаблоном или без него.
Физкультминутка (аудио)
2. Самостоятельная работа
Вырезание с предварительным прорисовыванием.
6. Подведение итогов.
-А сейчас мы посмотрим какая красота у вас получилась.
-Выходим к доске по группам.
-У кого, ребята, на ваш взгляд снежинка удалась самая аккуратная и правильной формы?
-Я считаю, что все молодцы, но удалась больше у ……..
- Сейчас я попрошу вас выполнить ещё одну миссию. Возьмите таблички самооценки.
-Тема у нас написана, ваша задача поставить + на той лестничке, которая соответствует вашей работе.
-Какова была цель урока?
-Достигли ли мы поставленной цели?
7. Рефлексия.
-И я могу вам отдать оставшийся пазл. Расколдовали мы волшебное новогоднее дерево.
- Ребята, снова воспользуемся нашими разноцветными кружочками. Сейчас мы с вами украсим нашу новогоднюю ёлочку.
Красный шар – выполнил сам, без шаблона. очень понравилось.
Золотистый шар –выполнил снежинку с помощью шаблона.
-А я хочу урок закончить такими словами.
"Труд - дело чести, будь всегда на первом месте"
-Старайтесь, трудитесь и у вас все обязательно будет получаться!
Спасибо за работу! Урок окончен.
Учитель: Филипенко И.В.