contrast version

Урок трудового обучения. 2 класс.
Тема: Технология народных ремёсел. Розетковая вытинанка.
Цель: научиться вырезать розетковую вытинанку.
Задачи:
- расширить представление детей об узорах вытинанок, продолжить формирование умении вырезания вытинанки;
- способствовать развитию эстетического вкуса, чувства прекрасного, творческих способностей;
- воспитывать положительное отношение к белорусскому декоративно-прикладному искусству, трудолюбие, правильную самооценку.

 

Оборудование:

Для учителя: иллюстрации, шары красного и золотистого цвета (по количеству учащихся).

Для учащихся: ножницы, шаблоны, цветная бумага, простой карандаш.
Ход урока

1.Организационный момент

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. В хорошем настроении, с улыбкой на лице начнём урок.

- Проверим, все ли у нас готово к уроку труда? (цветная бумага, простой карандаш, ножницы, шаблоны в каждой группе)

2.Сообщение темы урока

-Начать наш урок я хотела бы с таких строк: «Любим мы урок труда. Без труда мы никуда. Режем, клеим, мастерим, В жизни всё уметь хотим!» (на доске написан)

-Как вы понимаете эти строки?

-Под таким девизом мы сегодня будем работать.

- А сейчас настроились все на работу, нам предстоит сегодня сделать многое.

-Ребята, скажите пожалуйста, какое сегодня число? (30 ноября)

-Как мы охарактеризуем этот день? (последний день осени)

-А завтра у нас наступает первый день зимы!

-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в зиму.

-Назовите пожалуйста приметы зимы, природные явления. (снег, иней)

-Исходя из нашей беседы, кто может предположить тему урока? Что мы сегодня будем делать на уроке?

Тема. Вырезание вытинанки.

А какой вытинанки, вы узнаете немного позже.

3. Актуализация знаний

- Мода на вырезание пришла в Беларусь из Польши, когда бумага стала более доступной, это рукоделие было популярным не меньше, чем вышивание или вязание. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанкой. Трудно было представить себе деревенское жилище Беларуси без этого своеобразного украшения.

- По установившемуся обычаю крестьянки украшали избы вытинанками каждый год перед Новым годом, Рождеством, Пасхой. Старые вытинанки снимались и заменялись новыми. Их вешали на потолочные балки и на стены избы.
- В настоящее время у нас в Беларуси этот вид деятельности снова становится популярен.

-Мы с вами так же украшаем дома, школу вытинанками перед новогодними праздниками.

4. Изучение нового материала

-Но есть разные виды вытинанок.

-Технологический словарик поможет нам вспомнить виды вытинанок.

Работа с технологическим словарём.

- Какие виды вытинанок вы знаете? (Ответы детей)
Раппортная вытинанка - узор ритмичный, повторяется много раз.
Бумага складывается гармошкой.
Симметричная (зеркальная) вытинанка - на рисунке есть симметрия, одинаковость в расположении частей на противоположных сторонах от центра. Бумага складывается пополам.
Розетковая вытинанка - узор симметричный и повторяется по кругу. Бумага складывается на уголок.

-Сегодня мы более подробно познакомимся с розетковой вытинанкой.

-Гостьей на нашем уроке сегодня будет одна королева.

-Какая же королева может прийти на урок зимой?

-Верно, это Снежная Королева.

-Вы знаете, что Снежная Королева не очень добрая и любит пакостить.

-Вот и сегодняшний день не исключение. Она заколдовала волшебное новогоднее дерево.

-Какое же это дерево? (ёлка)

-А чтобы его расколдовать, Снежная Королева хочет, чтобы мы работали по такому плану и ответили на все ее вопросы.

-За каждый пройденный этап вы будете получать части мозаики. Вам нужно собрать из фрагментов иллюстрацию новогоднего дерева, тогда колдовство отступит.

План работы: (на доску вывешиваю)

1.Ответить на вопросы.

2. Научиться складывать бумагу для вырезания розетковой вытинанки.

3. Вырезать снежинки.

-Исходя из плана урока, поставим цель.

Цель: научиться вырезать розетковую вытинанку. (на доску)

-И первый вопрос от Снежной Королевы.

1. Что такое вытинанка? (искусство вырезания из бумаги.)

2. Какие узоры характерны для вытинанок?

Геометрические узоры. Среди геометрических мотивов встречаются: квадрат, прямоугольник, ромб, крест, звезда. Эти формы могут выступать в различных сочетаниях.
Растительные. Для народного орнамента характерны изображения васильков, колокольчиков, цветов розы, колосков, ягод рябины. Значительное место занимают изображения деревьев или веток. Это объясняется тем, что наши предки в узоре дерев видели знак жизни и долголетия.
Животные. Мотивы с изображениями животных связаны с языч-ницкой мифологией стародавних славян. По силуэту эти узоры напоминают птиц (голубей, петухов, павлинов) и зверей. В народном представлении эти изображения символизируют тепло, светло, весну.

-Но более распространены геометрические узоры.

-Молодцы! На все вопросы дали правильные ответы. Получите первый фрагмент картинки. (ИЛЮСТРАЦИЯ 1)

Второй вопрос

-Читаем второй вопрос нашего плана.

 

-И сегодня мы будем учиться вырезать восьми-лучевую розетковую вытиннку, а по-другому снежинку. (на доску пример розетковых вытинанок)

-Эта вытинанка имеет несколько осей симметрии, которые проходят через один центр. Поэтому она и называется центрической или розетковой. Посмотрите на образцы розетковой вытинанки.

-У каждого на столе лежат 2 кружочка, красный и жёлтый.

-Поднимите красную карточку те, кто понял и знает, что такое розетковая вытинанка, кто не совсем разобрался – жёлтую. (проверка усвоения классом темы).
5. Практическая деятельность
1. Вводный инструктаж
-Прежде чем мы приступим к складыванию и вырезанию снежинок, повторим правила безопасной работы с ножницами.
- Как расположены на рабочем месте инструменты? (Каждый на определённом месте)
- Как нужно передавать ножницы и другие острые предметы? (Вперёд тупым концом)

-Так же определим критерии оценивания своих работ.

1. Самостоятельность.

2. Форма.

3. Аккуратность.

-У вас у каждого для тренировочного складывания есть маленький кусочек бумаги, взяли его.
Теперь, ребята, нам нужно научиться складывать бумагу для вырезания таких снежинок.

-Перед этой работой подготовим наши глазки к работе.

Физкультминутка для глаз.

-Всё делаем по схеме (ребята складывают бумагу пошагово, следят за схемой и смотрят, как это проделывает учитель).

-У вас должен получиться «кулёчек». Кто научился и понял, как складывается бумага – поднимите вверх красные карточки, кто не совсем понял – жёлтые.

-А теперь возьмите ещё один лист и самостоятельно приготовьте ещё один «кулёчек» учитель контролирует процесс складывания бумаги, помогает тем, кто не совсем разобрался). На партах у детей 2 кулёчка.

-Вы снова справились, и мне ничего не остаётся делать, как выдать вам очередной фрагмент иллюстрации. (ИЛЮСТРАЦИЯ №2)

-Ребята, осталось самое интересное. Посмотрите, какие красивые, необычные, ажурные снежинки могут получиться у вас .

-А как? Вот образцы узоров У меня есть шаблоны, вы можете ими воспользоваться. Кто может сделать узор самостоятельно – пожалуйста, выполняйте, но сначала обязательно нужно нарисовать узор, а только потом вырезать. (Ребята выполняют задание так, как им хочется: одни по шаблону, другие по собственному представлению. )

-Ваш выбор, работать с шаблоном или без него.

Физкультминутка (аудио)

2. Самостоятельная работа

Вырезание с предварительным прорисовыванием.

6. Подведение итогов.

-А сейчас мы посмотрим какая красота у вас получилась.

-Выходим к доске по группам.

-У кого, ребята, на ваш взгляд снежинка удалась самая аккуратная и правильной формы?

-Я считаю, что все молодцы, но удалась больше у ……..

- Сейчас я попрошу вас выполнить ещё одну миссию. Возьмите таблички самооценки.

-Тема у нас написана, ваша задача поставить + на той лестничке, которая соответствует вашей работе.

-Какова была цель урока?

-Достигли ли мы поставленной цели?

7. Рефлексия.

-И я могу вам отдать оставшийся пазл. Расколдовали мы волшебное новогоднее дерево.

- Ребята, снова воспользуемся нашими разноцветными кружочками. Сейчас мы с вами украсим нашу новогоднюю ёлочку.
Красный шар – выполнил сам, без шаблона. очень понравилось.
Золотистый шар –выполнил снежинку с помощью шаблона.

-А я хочу урок закончить такими словами.
"Труд - дело чести, будь всегда на первом месте"

-Старайтесь, трудитесь и у вас все обязательно будет получаться!
Спасибо за работу! Урок окончен.

 

Учитель: Филипенко И.В.