Тема: Закрепление изученного материала.
Чтение слов с буквой З/з
Цель: закрепить умение читать слоги, слова и предложения с буквой З/з.
Задачи: способствовать развитию навыка осознанного, орфоэпически правильного чтения по «цепочке», в парах, самостоятельно;
содействовать развитию связной устной речи уч-ся;
создавать условия для развития внимания, наблюдательности, творческого воображения уч-ся.
Оборудование:
- учебное пособие «Букварь», О.И.Тиринова (с. 72—73);
- учебное пособие «Я учусь читать», Е.Н.Михед (с.35).
Ход урока
1.Организационный этап. Сообщение темы урока
- Послушайте стихотворение. Посчитайте, сколько слов со звуками (з), (з’).
В звезде найдешь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
В земле, алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе. (10)
- Какой букве будет посвящен сегоодняшний урок? (На уроке будет продолжено знакомство с буквой 3)
- Какие звуки может обозначать буква З? Дайте им характеристику.
- С какими гласными дружит мягкий звук З? А твердый?
- Чем будем заниматься на уроке чтения? (читать слоги, слова и предложения с изученными буквами).
2.Закрепление изученного материала
- Какая пора года за окном?
-Зимушка-зима приглашает вас в свои владения. Она хочет познакомить вас со своими сыновьями. Догадайтесь, как их зовут, отгадав загадки.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега –
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон,
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
- Декабрь, январь и февраль любят со снегом и ветром пошутить. Может, кто-нибудь знает, как называются игры сыновей Зимы?
- Когда ветер снег метет по улице, как это называется? (Метель)
- Когда закручивает снег в спирали? (Вьюга)
- А когда метет так, что ничего не видно? (Пурга)
- Хорошо ли, когда много снега?
Продолжите пословицу: Много снега – много……..
- Сыновья зимы приготовили для вас задания.
3. Отработка навыка чтения слов и предложений. Работа с текстом
3адание 1. Упражнение для развития беглого чтения.( «Я учусь читать», с.35-по цепочке)
Задание 2. Подготовка к чтению текстов. Тренировка орфоэпического чтения.
Учащиеся читают столбики слов на с. 72.(в парах)
Задание 3. Чтение текста «Розы уснули»(с. 72). Учащиеся читают текст. Отвечают на вопросы учителя, подтверждая свои ответы выборочным чтением.
— Кто выращивал розы? (Лиза.) Найдите и прочитайте предложение о том, что Лиза растила розы. (Лиза растила розы.)
— Почему розы нужно было укрыть? (Наступили морозы.) Найдите и прочитайте предложения о зиме. (Настали морозы. Скоро зима.)
— Рассмотрите рисунок. Чем Лиза укрывала розы? (Лиза укрывала розы ветками сосны.) Найдите и прочитайте предложения к рисунку. (Лиза укрыла кусты роз на зиму.)
— Можно ли назвать Лизу заботливой? Почему?
Зарядка для глаз
Задание 4. Работа с деформированным текстом.
Составь предложение из слов.
На мороз нарисовал узоры окне
С падают снежинки пушистые неба
Задание 5. Чтение текста «В лесу», с.35. Разделить на слоги первое предложение, поставить ударение. Подчеркнуть буквы з в соответствии и со звуком.
4. Развитие речи. Составление рассказа по картинкам
Задание 6. Чтение слов, анализ их лексического значения.
Чтение слов замок, замок (с. 73), анализ их буквенного и звукового состава. Буквенный состав слов совпадает, а звуковой — нет. В слове замок ударный звук [а], а в слове замок — звук [о]. Поэтому слова произносятся по-разному: [замак] и [замок].
- Какие слова еще вы знаете, которые отличаются ударением? (Атлас, ирис)
Чтение столбиков слов (с. 73). Учитель обращает внимание, что все слова имеют общую часть сказ.
Сказ имеет свое значение — это повествование, которое ведет рассказчик от своего имени. Мы редко встречаем это слово в современном языке, а вот слова-родственники — сказка, рассказ, сказать, рассказать — очень часто.
Физкультминутка
Чтение текста «Сказка Зимы»(с. 73).
- Почему слово Зимы написано с большой буквы? (Это имя сказочной героини — тетушки Зимы. Как и имена людей, все имена сказочных героев тоже пишутся с большой буквы). Чтение текста.
— Что узнали о Зиме? Где живет Зима? (В замке.) Найдите и прочитайте предложение о замке Зимы. (Это замок Зимы.)
— Что Зима открыла? (Зима открыла замки.) Как вы думаете, что прятала Зима, закрывая на замки? (Может быть. Зима прятала морозы и холода.)
Что Зима рассказала? (Рассказала Зима нам сказку.)
Составление рассказа по серии картинок. (с. 73).
5. Рефлексивный анализ учащимися своей деятельности и ее результатов. Подведение итога урока
- Какую букву и звуки мы повторяли?
- Какие звуки может обозначать буква з?
- Зима – прекрасная пора года. Наверное, со мной многие согласятся, что самое красивое явление, неповторимое явление зимы – это снегопад. Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки.
- У каждого из вас на столе лежит снежинка. Она поможет вам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, у вас хорошее настроение, значит, ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны своей работой, то снежинка тяжелая, летит близко к земле. Прикрепите свои снежинки на доске возле Зимушки.
Карточка
На мороз нарисовал узоры окне
С падают снежинки пушистые неба