contrast version

 


 

Тема: Выполнение практических заданий из различных предметных областей с использованием символьных и строковых переменных.

Цели урока:

•          закрепление материала предыдущего урока;

•          формирование умений решения практических задач с использованием символьных и строковых величин;

•          развитие познавательного интереса, логического и алгоритмического мышления; самооценки, навыков самоконтроля.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

 

Учащиеся должны уметь: составлять и реализовывать алгоритмы обработки символьных и строковых величин.

Ход урока

1.Проверка усвоения учебного материала (репродуктивный метод обучения, фронтальная формы работы).

Выполнение теста по процедурам и функциям обработки строковых переменных.

2.Актуализация знаний и мотивация учащихся на изучение учебного материала (частично-проблемный метод, фронтальная форма работы).

Примеры задач, которые приходится решать при обработке текста:

При заполнении анкет, связанных с другими странами приходится записывать русские, английскими буквами.

При работе различных устройств, приходится сталкиваться с выводом словами цифр введенного числа.

В электронных переводчиках используются программы, которые заменяют русские слова английскими.

При работе различных онлайн сервисов, программа генерирует текстовое сообщение пользователю в соответствии с введенной им информацией

3.Объяснение нового материала (объяснительно-иллюстративный метод обучения в сочетании с частично-поисковым, фронтальная форма работы).

а) Составить программу, которая выводит латинскими буквами слово, введенное кириллицей. Такой прием применяется при отправке электронных писем адресатам, на компьютерах которых может не оказаться кириллицы.

Алгоритм перекодирования заключается в замене символов одного алфавита на соответствующие символы другого. Зададим алфавиты в виде строк a и b. Пусть во избежание неоднозначности они содержат по 23 строчные буквы. Замену символов выполним в цикле с параметром i, который изменяется от 1 до

length(s)(последняя буква слова).

Соответствие символов обеспечивается общим индексом (номером) символа в обоих алфавитах. Программа может выглядеть так:

program Primer6_8;

var a,b,s: string; i,j: integer;

begin

a:=’абвгдежзийклмнопрстуфхц’;

b:=’abvgdejzijklmnoprstufhc’

writeln(’Введите слово: ’);

read(s);

for i:=1 to length(s) do begin

j:= pos(s[i],a);

write(b[j]);

end;

end.

 

б) С клавиатуры вводят число. Составить программу, которая выводит словами цифры этого числа.

Алгоритм заключается в выводе элементов массива N[j], в котором хранятся названия цифр. Индекс элемента массива j определяется по позиции j:=pos(c[i],a), занимаемой символом c[i], соответствующим очередной цифре, в строке a:=’1234567890’.

Программа может выглядеть так:

program Primer6_9;

const n: array[1..10] of string=(’один’,’два’,’три’,’четыре’,’пять’,’шесть’,’семь’,’восемь’,’девять’,’нуль’);

var b,c: string; i,j: integer;

begin

b:=’1234567890’;

write(’Введите число: ’);

read(c);

for i:=1 to length(c) do begin

j:=pos(c[i],b); write(n[j],’ ’);

end;

end.

4.Физкультминутка, гимнастика для глаз

5. Закрепление нового материала (репродуктивный метод обучения, индивидуальная и фронтальная формы работы).

Предложить учащимся занять места за компьютерами и выполнить упражнения 1 и 2. стр 49


6. Подведение итогов урока

Предложить учащимся кратко сформулировать, что они изучили на уроке. При необходимости уточните и обобщите ответы.

7. Домашнее задание

Изучить материал § 6 (с.41 ‑44, упр 3а),


Приложени 1

Презентация PowerPoint


 Приложение 2

Тест "Процедуры и функции обработки строковых переменных"


Учитель информатики

первой квалификационной категории

Пурышкин М.В.