contrast version
  1. Организационный момент. (1 мин)

Приветствие. Пожелание творческого настроения.

Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы познакомились с жизнью каких древних цивилизаций? ( Египетская, цивилизации Передней Азии.) А как же жили древние люди на юге Азии? Догадайтесь о какой стране пойдёт речь?

Видеофрагмент: «Индия».

 

2. Изучение нового материала.

 

Учитель:

– Сегодня, как вы уже догадались, мы с вами познакомимся с новой для нас цивилизацией – Древней Индией. Древние греки считали Индию “волшебной сказочной страной”. Почему? Об этом мы узнаем в ходе нашего заочного путешествия.

Запишите пожалуйста новую тему: «Древняя Индия» (Слайд 1).

Начиная наше путешествие по Древней Индии, чтобы не заблудиться, нам Что нужно знать? (где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты).

Какие ещё вопросы необходимо рассмотреть, по вашему, изучая новую страну? (дети предлагают план)

Мой План (Слайд 2).

Я желаю вам плодотворной работы, быть внимательными, чтобы вы ответили в конце урока на главный вопрос:

Цель урока: Особенности древнеиндийского общества и его достижения в хозяйственной жизни. (Слайд 3), а также заработали высокие отметки. В ходе изучения темы за правильные ответы я буду давать бонусы. Если пожелаете, то я их переведу в отметки. По завершению темы я вам предложу тест, за который вы тоже можете получить баллы.

Посмотрите, пожалуйста, на экран (Слайд 4).

…Индия находится на огромном полуострове Индостан. (А вы вспомните, что такое полуостров?) Откройте карту с. в Атласе

По земле Индии текут две великие многоводные реки – Инд и Ганг (слайд 5). Свое название страна получила от названия реки Инд. Эти реки берут свое начало на севере Индостана в горах Гималаях. Затем они расходятся, пополняются водами других рек и впадают в Аравийское море и Бенгальский залив. Долина Ганга покрыта густыми непроходимыми лесами – джунглями. Там водится множество зверей и птиц. Живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Воды Ганга жители Индии считали и считают священными.

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире – Гималаи. Берега Индии с запада, с востока и юга омывает Индийский океан.

 

Климат полуострова очень жаркий и влажный.

К карте выходит ученик и показывает названные объекты.

Сейчас обратимся с вами к тексту параграфа, пункт 1 и, внимательно его прочитав, выясним, когда же в Индии и где возникли первые государства?

Как назывались столицы? (1 мин.)

Учащиеся называют.

Задание «Ты – археолог» (Слайды 6 и 7). (2 мин.)

Представьте себя археологами. Рассмотрите результаты раскопок. Какие выводы о жизни городов Мохенджо-Даро и Хараппа можно сделать? (Древние индийцы были искусными строителями, ремесленниками (ювелиры, гончары), развита торговля и кораблестроение, о чём говорит порт. Вероятно, города строились на протяжении нескольких столетий.

Для изучения древнеиндийское общества, воспользуемся текстом параграфа , пункт 2 и историческим документом, который у вас на столе Приложение 1. Полученную информацию занесём в таблицу. Она у вас на столе (12 мин.)

Вопросы: Кто такие арии и дасы? (Арии — так назывался ряд индоевропейских племен. Дасы – неарийское местное население.)

Что такое варны? Сформулируйте определение и запишем его в тетради. (Слайд 8).

 

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин.)

 

 

Самостоятельная работа с таблицей

Варна

Права и обязанности

Брахманы

Высшая варна – жрецы, изучали древние священные тексты, познавали религиозные истины, служили богам.

Военная знать

обладали властью, учились военному делу.

Земледельцы. ремесленники, купцы

Занимались земледелием, торговали или работали в различных мастерских. Кормили все остальные варны, пользовались почетом. Среди них было достаточно много состоятельных людей. Их цвет – желтый

Шудры

Это были обычные слуги. Не пользовалась особым почетом. Их предназначение – обслуживать три другие варны. Не имели имущества и не могли молиться богам. Их цветом считался черный.

(рефлексия)

Выразите своё отношение к делению индийского общества на варны. Было ли оно справедливым? Кому прежде всего было выгодно такое деление? (Слайд 11).

 

Задание «Ты – эксперт» (работа с историческим документом)

 

Прочитайте рассказ финикийского моряка и греческих путешественников Приложение 2 , 3 и попробуйте догадаться: что поражало иностранцев в Индии? (Слайд 12).

Вопросы к документу: 1. Каким представляются природа и люди Индии греческим и финикийским путешественникам? 2. Каковы занятия населения Древней Индии? (выслушиваются ответы учащихся)

Чудеса Индии:

- благоприятные природные и климатические условия, (Слайд 13).

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- памятники культуры.

Решение поставленной в начале урока задачи: Назовите особенности древнеиндийского общества и его достижения в хозяйственной жизни? (Слайд 14).

 

Закрепление изученного – ТЕСТ “Проверь себя”. 8 ВОПРОСОВ

 

Задания у вас на столе. Каждый правильно выполненный тест – это 1 бал. Заработанные баллы и бонусы по вашему желанию я переведу в отметки.

1. Индия расположена на: а) востоке Европы; б) юге Азии; в) юго-востоке Азии; г) в Передней Азии.

2. Единое государство сложилось: а) в III – начале II тыс. до н.э.; б) в V - IV тыс. до н.э.

3. .Как назывались труднопроходимые районы Индии, изобилующие растительностью?

а) саванны; б) джунгли; в) тундры; г) пустыни.

4. .Какое племя вторгается на территорию Индии: а) дорийцы; б) хетты; в) арийцы; г) дасы.

5. При каких условиях разрешался переход из одной касты в другую?

а) если переход осуществлялся в низшую касту; б) если имелся родственник из другой касты;

в) если давал разрешение главный брахман; г) это строго запрещалось.

6. Наивысшего могущества Индия достигла при царе: а) Дарии I; б) Соломоне; в) Ашоке; г) Давиде.

7. Главным занятием индийцев было: а) торговля; б) ремесло; в) животноводство; г) земледелие.

8. Роль прислуги выполняли: а) брахманы; б) шудры; в) арийцы; г) пленники.

Вопросы для повторения:

  • На каком полуострове находится Индия?
  • Назови две реки, протекающие по её территории.
  • Гималаи. Что ты знаешь о них?
  • Кто из обитателей джунглей тебе знаком?
  • Земледелие являлось основным занятием индийцев, а что они выращивали?
  • Что ты знаешь о древнейших городах Индии?

 

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

 

6. Организация домашнего задания. §24, по вопросам, термины.

Сообщения о культуре Древней Индии (по желанию) (Слайд 15).

 

 

Приложение 2. Рассказ финикийского моряка об Индии?

«Мы пристали к зелёному берегу и вступили в благоуханный край. Там пахнет всё: воздух, деревья и особенно пища, в которую жители бросают разноцветные шарики и порошки – горькие, кислые, сладковатые. Из обычной муки они могут сделать сто лепёшек разного вкуса. И мука у них необычная: они растирают её из зёрен, выращенных ими на зелёных кустиках по колено в воде.

В этом краю всё диковинно: люди собирают с кустов белые лёгкие комки и потом одеваются в них; мёд у них твёрдый, как смёрзшийся песок, и так же хрустит на зубах. Коровы заходят в любой дом, едят чужую еду, и никто их не гонит.

Самые главные воины у них ростом не меньше трёх метров, умные и преданные, с кожей, прочной как железо. А полководцы так сильны и уверенны, что, проиграв битву, смеются. Один говорит другому: «Ты слишком быстро двинул своего офицера и слона, поэтому мой король не смог спастись. В следующий раз я буду осторожен».

 

Приложение 3. В IV-V вв. до нашей эры греческие путешественники, которые возвращались из опасной и длительной экспедиции в Индию, делились впечатлениями о волшебной стране. Рассказы о культуре и устройстве далёкой Индии завораживали слушателей. Пышная растительность, другие обычаи, странная архитектура. Жители страны, которую питала полноводная река Инд, поклонялись многим богам, знали, как обращаться с железом, строили корабли, многоэтажные дома. И ещё индийцы выращивали шерсть на деревьях, шили из неё белую одежду, и ели белый камень. Греки удивлялись и могли подолгу слушать о находках своих отважных соотечественников.

Греческий путешественник Мегасфен был поражён увиденным: в Индии: на полях крестьяне выращивали маленькие деревца с пушистыми цветами. Затем обрабатывали плоды этих растений на специальном станке, который назывался «чурка». Из полученного сырья женщины пряли нитки и превращали волокно в красивые, воздушные ткани, напоминающие белое облако. Материи получались легкими и приятно освежали тело в знойные дни. В то время хлопок и хлопчатобумажные ткани не были известны древним грекам, поэтому они были чрезвычайно удивлены столь необычным способом производства текстиля.

Белый камень блаженства. «Неземное наслаждение можно испытать, рассасывая белый камень», возможно, так звучал рассказ о съедобном минерале из уст друзей Мегасфена. История не сохранила дословно описания восторга, который вызвал у древнегреческих путешественников белый твёрдый камень, сладкий как мёд. Белым камнем часто угощали заморских гостей и, по всему было видно, что недостатка в этом лакомстве хозяева не испытывали. Неоспоримым остаётся только тот факт, греки не могли даже предположить, что тающий во рту деликатес был продуктом переработки сахарного тростника, который тоже, как и хлопок, выращивался на поле. Так Греция, а затем весь мир узнал о существовании столь привычного для нас сахара - рафинада.