I.Организационно-мотивационный этап.
1.Знакомство учащихся с планом и формой организации урока. Формирование групп.
2.Актуализация опорных знаний.
Проводится разминка по теме «Религия древних римлян».
Организуется игра - состязание «Вспомнить все» между группами: каждая группа получает лист бумаги и на скорость должны написать как можно больше опорных слов по данной теме (имена римских богов, духов, понятий и т.д.)
Задание. Вспомните, какие религии существовали в древних Египте, Месопотамии, Греции, Риме? Что объединяет эти религии?
3.Создание мотивации.
-Вы уже знаете, что история часто преподносит нам необъяснимые на первый взгляд факты. Одну из таких загадок мы сегодня на нашем уроке мы должны будем разрешить.
-Постепенно на смену язычеству пришла новая религия – Христианство – вера в бога Иисуса Христа.
-Что вы знаете об этой религии? (Выслушиваются ответы учащихся)
- А знаете ли вы, что римские власти сначала жестоко преследовали христиан, а учение Иисуса Христа запрещали? Следствием этого стало распятие и мучительная смерть самого Иисуса. Но парадокс заключается в том, что к концу IVв. н. э. христианство не просто было разрешено, а стало государственной религией римской империи.
II. Оперативно-познавательный этап.
- 1.Знакомство с темой урока и постановка целей урока совместно с детьми.
Для этого организуется работа с записями на доске «Что сегодня на уроке?».
Оформление доски:
Что сегодня на уроке?
Вопрос: «Почему в нач.I в.н. э. римские власти преследовали христиан, а в конце IVв. н. э. христианство стало государственной религией римской империи?
План: |
Понятия:
|
Даты: |
Личности:
|
1.Иисус Христос и его учение. 2.Распространение христианства.
|
Христианство Христиане Церковь Епископы Евангелие
|
Начало I в. н. э. 313г. н.э. конец IVв. н. э |
Иисус Христос Апостол Павел Император Константин
|
2.Организация самостоятельной работы в группах.
Вопросы и задания сначала обсуждаются в группах, а затем выносятся на общее обсуждение. Отвечая на вопросы, учащиеся подкрепляют своё мнение чтением необходимых отрывков (сведений, фактов) из текста учебного пособия, а также из дополнительного текста о раннем христианстве.
Учитель по необходимости оказывает помощь и консультирует.
Каждая группа получает дополнительный текст:
«Раннее христианство было очень простым и понятным. Тот, кто поверил в Иисуса Христа, обретал надежду на спасение, личное бессмертие и Царство Божие. Самый жалкий, беспомощный, уставший от болезней и несправедливости, самый несчастный человек мог на себе почувствовать силу Божьей любви и благодати, если откроет Богу свою душу и примет душой его любовь. Совместные молитвы, трапезы, возможность каждого получить сочувствие, сострадание, помощь всех остальных верующих, совместное владение имуществом, проповедование святой бедности, осуждение накопительства и стяжательства - все это сплачивало бедноту, униженных, бесправных и угнетенных».
Группа 1.
1.Составьте рассказ об Иисусе Христе, используя памятку на с.119 учебного пособия по первому пункту параграфа.
2.Выделите основным положениям учения Иисуса Христа. Подумайте, насколько актуальны его идеи в наше время.
Группа 2.
1.Покажите на карте, где зародилась вера в Христа и по каким странам Римской империи распространилась?
2. Составьте линию времени со следующими датами: возникновение Римской империи, рождение и смерть Иисуса Христа, издание указа императора Константина, создание церкви. К какому веку относятся даты возникновения Римской империи и смерти Иисуса Христа? Результаты работы оформите на доске.
Группа 3
1.Кого называли христианами в Древнем Риме?
2.Кем были первые христиане? Среди каких групп населения возникла новая вера?
Почему христианство нашло отклик в сердцах римских граждан?
Группа 4
1.Каково было отношение римских властей к первым христианам и новому учению Иисуса Христа? Какие идеи вызывали наибольшую враждебность?
2.Почему преследования христиан не привели к возврату к языческой религии?
Группа 5
1.Как изменилось отношение римских властей и императора Константина к новой религии в начале IVв. н. э ?
2.Какие причины позволили христианство сделать государственной религией римской империи? Проанализируйте следующие проповеди христианских священников: «Бога бойтесь, царя почитайте»; «Всякая душа да будет покорна властям, ибо власти от Бога установлены»; «Начальник есть Божий слуга, поэтому платите ему налоги»?
III Контрольно-коррекционный этап.
1.Каждая группа представляет результаты своей деятельности всему классу. Учитель их анализирует, уточняет, выделяя и повторяя самое главное.
2.Первичное закрепление знаний.
Внимание учащихся вновь возвращается к доске, необходимо объяснить новые понятия, даты, личности. Используется приём «Чистая доска». Те слова, которые не вызывают затруднения, стираются. Наиболее сложные еще раз объясняются и включаются в домашнее задание.
IV Рефлексивно-оценочный этап.
1.Внимание учащихся обращается к проблемному вопросу. Им предлагается на него ответить.
2.Группам раздаётся текст задачи «Что оскверняет человека»
«В Евангелиях рассказывается, что Иисус говорил своим ученикам: «Слушайте меня и все разумейте. Ничто входящее в человека извне не может осквернить его (то есть опозорить, запятнать); но что исходит из него, то и оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать да услышит!»
Вопрос. Что означают эти слова Иисуса? Как вы считаете, справедливы ли они? (Обсуждение задачи)
Учащиеся должны понять, что в этих словах содержится нравственная идея, которая важна и для нашего времени: каждый человек несет личную ответственность за свои дела, мысли и намерения. Именно они, а не внешние обстоятельства могут его либо унизить («оскверняют» дурные поступки, злоба, зависть, лень, жестокость и т.д.), либо возвысить. Если кто-то ведет себя в отношении вас подло, оскорбляет или обижает вас, то это марает не вас, а того человека.
3.Подводятся итоги урока, анализируется работа учащихся, выставляются оценки.
Учащимся сообщается, что полученные ими первичные знания о христианской церкви они смогут пополнить на уроках истории Средних веков в 6 классе.
VI Этап информирования о домашнем задании
Домашнее задание определяется с учётом успешности усвоения нового материала.
1.Вопросы к параграфу 28 учебного пособия, объяснять понятия.
2.Составить кроссворд с новыми словами (по желанию)
3.Составить схему церковной организации христиан. (по желанию)