contrast version

I.Организационно-мотивационный этап.

1.Знакомство учащихся с планом и формой организации урока. Формирование групп.

2.Актуализация опорных знаний.

Проводится разминка по теме «Религия древних римлян».

Организуется игра - состязание «Вспомнить все» между группами: каждая группа получает лист бумаги и на скорость должны написать как можно больше опорных слов по данной теме (имена римских богов, духов, понятий и т.д.)

Задание. Вспомните, какие религии существовали в древних Египте, Месопотамии, Греции, Риме? Что объединяет эти религии?

3.Создание мотивации.

-Вы уже знаете, что история часто преподносит нам необъяснимые на первый взгляд факты. Одну из таких загадок мы сегодня на нашем уроке мы должны будем разрешить.

-Постепенно на смену язычеству пришла новая религия – Христианство – вера в бога Иисуса Христа.

-Что вы знаете об этой религии? (Выслушиваются ответы учащихся)

- А знаете ли вы, что римские власти сначала жестоко преследовали христиан, а учение Иисуса Христа запрещали? Следствием этого стало распятие и мучительная смерть самого Иисуса. Но парадокс заключается в том, что к концу IVв. н. э. христианство не просто было разрешено, а стало государственной религией римской империи.

II. Оперативно-познавательный этап.

  1. 1.Знакомство с темой урока и постановка целей урока совместно с детьми.

Для этого организуется работа с записями на доске «Что сегодня на уроке?».

Оформление доски:

                                           Что сегодня на уроке?

Вопрос: «Почему в нач.I в.н. э. римские власти преследовали христиан, а в конце IVв. н. э. христианство стало государственной религией римской империи?

       План:

Понятия:

 

       Даты:

   Личности:

 

1.Иисус Христос и его учение.

2.Распространение христианства.                  

 

Христианство

Христиане

Церковь

Епископы

Евангелие

 

  

 

Начало I в. н. э.              

313г. н.э.  

конец IVв. н. э                                    

Иисус Христос

Апостол Павел

Император Константин

 

 

2.Организация самостоятельной работы в группах.

Вопросы и задания сначала обсуждаются в группах, а затем выносятся на общее обсуждение. Отвечая на вопросы, учащиеся подкрепляют своё мнение чтением необходимых отрывков (сведений, фактов) из текста учебного пособия, а также из дополнительного текста о раннем христианстве.

Учитель по необходимости оказывает помощь и консультирует.

 

Каждая группа получает дополнительный текст:

«Раннее христианство было очень простым и понятным. Тот, кто поверил в Иисуса Христа, обретал надежду на спасение, личное бессмертие и Царство Божие. Самый жалкий, беспомощный, уставший от болезней и несправедливости, самый несчастный человек мог на себе почувствовать силу Божьей любви и благодати, если откроет Богу свою душу и примет душой его любовь. Совместные молитвы, трапезы, возможность каждого получить сочувствие, сострадание, помощь всех остальных верующих, совместное владение имуществом, проповедование святой бедности, осуждение накопительства и стяжательства - все это сплачивало бедноту, униженных, бесправных и угнетенных».

 

 

Группа 1.

1.Составьте рассказ об Иисусе Христе, используя памятку на с.119 учебного пособия по первому пункту параграфа.

2.Выделите основным положениям учения Иисуса Христа. Подумайте, насколько актуальны его идеи в наше время.

             Группа 2.

1.Покажите на карте, где зародилась вера в Христа и по каким странам Римской империи распространилась?

2. Составьте линию времени со следующими датами: возникновение Римской империи, рождение и смерть Иисуса Христа, издание указа императора Константина, создание церкви. К какому веку относятся даты возникновения Римской империи и смерти Иисуса Христа? Результаты работы оформите на доске.

Группа 3

1.Кого называли христианами в Древнем Риме?

2.Кем были первые христиане? Среди каких групп населения возникла новая вера?

Почему христианство нашло отклик в сердцах римских граждан?

Группа 4

1.Каково было отношение римских властей к первым христианам и новому учению Иисуса Христа? Какие идеи вызывали наибольшую враждебность?

2.Почему преследования христиан не привели к возврату к языческой религии?

Группа 5

1.Как изменилось отношение римских властей и императора Константина к новой религии в начале IVв. н. э ?

2.Какие причины позволили христианство сделать государственной религией римской империи? Проанализируйте следующие проповеди христианских священников: «Бога бойтесь, царя почитайте»; «Всякая душа да будет покорна властям, ибо власти от Бога установлены»; «Начальник есть Божий слуга, поэтому платите ему налоги»?

 

III Контрольно-коррекционный этап.

1.Каждая группа представляет результаты своей деятельности всему классу. Учитель их анализирует, уточняет, выделяя и повторяя самое главное.

2.Первичное закрепление знаний.

Внимание учащихся вновь возвращается к доске, необходимо объяснить новые понятия, даты, личности. Используется приём «Чистая доска». Те слова, которые не вызывают затруднения, стираются. Наиболее сложные еще раз объясняются и включаются в домашнее задание.

IV Рефлексивно-оценочный этап.

1.Внимание учащихся обращается к проблемному вопросу. Им предлагается на него ответить.

2.Группам раздаётся текст задачи «Что оскверняет человека»

«В Евангелиях рассказывается, что Иисус говорил своим ученикам: «Слушайте меня и все разумейте. Ничто входящее в человека извне не может осквернить его (то есть опозорить, запятнать); но что исходит из него, то и оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать да услышит!»

Вопрос. Что означают эти слова Иисуса? Как вы считаете, справедливы ли они? (Обсуждение задачи)

Учащиеся должны понять, что в этих словах содержится нравственная идея, которая важна и для нашего времени: каждый человек несет личную ответственность за свои дела, мысли и намерения. Именно они, а не внешние обстоятельства могут его либо унизить («оскверняют» дурные поступки, злоба, зависть, лень, жестокость и т.д.), либо возвысить. Если кто-то ведет себя в отношении вас подло, оскорбляет или обижает вас, то это марает не вас, а того человека.

3.Подводятся итоги урока, анализируется работа учащихся, выставляются оценки.

Учащимся сообщается, что полученные ими первичные знания о христианской церкви они смогут пополнить на уроках истории Средних веков в 6 классе.

VI Этап информирования о домашнем задании

Домашнее задание определяется с учётом успешности усвоения нового материала.

1.Вопросы к параграфу 28 учебного пособия, объяснять понятия.

2.Составить кроссворд с новыми словами (по желанию)

3.Составить схему церковной организации христиан. (по желанию)