contrast version

 


 

Ильина Виктория Брониславовна,

учитель русского языка и литературы

             Конспект урока по литературе «В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

(8 класс)                  

Цель урока: создать условия для формирования читательской и литературоведческой компетенций, через усвоение содержания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», развитие умений производить анализ прочитанного стихотворения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности.

Оформление: плакат с изображением молодого Маяковского, отрывок из поэмы «Маяковский начинается» Н. Асеева, два эпиграфа.

 

Ход урока

1. Работа с плакатом

(Иллюстрация к поэме Н. Асеева «Маяковский начинается».) Рисунок художника М. Синяковой

 

Читается отрывок из поэмы Н. Асеева «Маяковский начинается»:

И вот он выходит: 
большой, длиннолапый, 
обрызганный 
ледниковым дождем, 
под широкополой, 
обвиснувшей шляпой, 
под 
вылощенным нищетой плащом. 
Вокруг никого. 
Лишь тюрьма за плечами.
Фонарь к фонарю.
За душой – ни гроша…
Лишь пахнет Москва
горячо калачами, 
да падает лошадь, 
боками дыша.

– Как вы думаете, о каком периоде творчества идет речь в поэме, судя по ее названию?

– Обратите внимание на последние 4 строки. О чем и о ком там говорится?

– Наверное, вы уже поняли, какое стихотворение мы будем анализировать на уроке?

Учащиеся сами формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

– И, конечно, уже догадались, для чего мы это будем делать? (Через содержание стихотворения понять, о чем попытался нам сказать В.В. Маяковский еще в ранний период своего творчества, для чего он это делал, для чего ему это было нужно.)

2. Сообщение учителя.

Юный Маяковский пришел страдающим и одиноким. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. Необычайное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна отпугивали всех. Почему? (Поэт искал новые пути, старые словесные образные и ритмические средства не годились для нового человека.) Правильно. Но главное, ребята, заключалось в том, что Маяковский заставил пересмотреть привычное отношение к поэзии. Он говорил (обращение к эпиграфу №1):

Поэзия может быть прекрасной лишь тогда, когда она служит народу, помогает делать прекрасной жизнь.
В.В. Маяковский

(и к эпиграфу №2):

Его (Маяковского) поэзия стремилась превратиться в диалог с миллионами, в громкий на весь мир – разговор с ними.
В.В. Кожинов

Какой же был разговор? О чем?

Свое предназначение Маяковский видел, в первую очередь, в воздействии на читателей. Именно поэтому М. Цветаева назвала его «первым в мире поэтом масс», а А.Платонов «мастером всеобщей большой жизни».

Будучи «горланом и главарем» поэзии 20-х годов, В. Маяковский оставался очень милым, легко ранимым человеком. Душа его откликалась на любую боль, причиненную всему живому.

3. Выступление учащегося.

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

4. Чтение стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»

5. Анализ стихотворения.

-Какую картину вы представили себе?

- В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?

-Где произошло событие?

-Как эти строки характеризуют то время?

-Какая зарисовка предстает перед нами в начале следующей строфы?

-Как вы понимаете эти строки? (Ветром опита…)

-Какие строчки стихотворения адресует автор зевакам?

-Какое чувство вызывает у толпы страдание животного?

-Какие чувства наполняют душу поэта?

-Как Маяковский описывает страдания лошади?

-Как обращается поэт к лошади?

-Как вы понимаете слова : «Все мы немножко лошади»?

-Как изменяется настроение лошади? Почему изменилось?

-Почему заключительные строчки стихотворения можно отнести и к самому поэту?

6. Физкультминутка( Учащиеся пишут на листах бумаги одним словом о чувстве, возникшем в душе после знакомства с данным стихотворением. После этого они ,поднимая руки вверх ,показывают учителю свои записи. Учитель же предлагает ребятам встать и поделиться данными записями друг с другом.)

7. Работа со средствами выразительности в стихотворении В. Маяковского  

( Творческая мастерская В. Маяковского)

-Слово учителя: Ребята, вы ведь знаете, что чувства, эмоции можно выразить не только при помощи слова. Есть и другие виды искусства, кроме литературы, при помощи которых можно говорить о душевном состоянии. Например, изобразительное искусство.

1)Работа в группе

На столе лежат иллюстрации. Учитель предлагает желающим поработать с ними. Группа обсуждает и выбирает те репродукции, которые соответствуют внутреннему состоянию героев стихотворения. Необходимо прокомментировать свое мнение.        

2) Работа в парах

Учитель предлагает заглянуть в творческую мастерскую В. Маяковского и поговорить о средствах выразительности, которые использует автор в своем стихотворении.

Вопросы:

-Какие вы знаете средства выразительности?

-Найдите возможные средства выразительности в стихотворении В. Маяковского(Работа в парах. Учащиеся обсуждают данное задание друг с другом и озвучивают свои выводы. Учитель вводит новые понятия: аллитерация и ассонанс)

-Какую роль выполняют в стихотворении мастерски подобранные В. Маяковским средства художественной выразительности?

-После ответа на данный вопрос слушаем группу ребят, работающих с иллюстрациями  

8. Заключение      

-Итак, ребята, подходит к концу наша беседа по произведению В. Маяковского. Я думаю, вы поняли , о чем разговаривает через свои стихи поэт с читателями. Какой диалог с ними ведет.(Обращение к эпиграфам).

9. Рефлексия

Слово учителя. Мне хочется узнать понравилось ли вам произведение В. Маяковского, если да, то подарите мне все ваши добрые чувства, которые вы написали на бумаге. Я буду очень рада…

10. Домашнее задание

По желанию выучить стихотворение В. Маяковского или письменно высказаться о самом произведении.