contrast version

 


 

Мышко Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.

Тема урока: «Женские судьбы в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Глубина чувств и сила страстей героев».

Цели урока:

1.Продолжить знакомство с романом М.А.Шолохова «Тихий Дон»;

2.Развивать навыки выразительного чтения, самостоятельной работы на уроке, умение характеризовать героев (индивидуальная характеристика образов), выявляя в них индивидуальное и общее.

Задачи:

  • Показать, как представлена в романе проблема женского счастья
  • Сравнить жизненные позиции Аксиньи Астаховой и Натальи Мелеховой.

Произвести исследование: почему же погибают обе героини?

Ход урока

I. Орг момент.

II. Повторение.

1. Какая из этих характеристик Григория ближе к вашим представлениям о Григории?

Обоснуйте свой ответ.

  • «Что же еще человеку надо?»;
  • «Хороший казак, /…/ а вот непутевый»;
  • «Какой-то чудаковатый»;
  • «С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика»;
  • «Несчастный человек».

2. Актуализация знаний

Что означает эта схема?

rus23.03.18.2

Что явилось причиной трагической судьбы семьи Мелеховых?

 

III. Новый материал.

1.Работа над эпиграфом.

..Украшен – то наш тихий Дон молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону отцовскими и материнскими слезами.

       Старинная казачья песня

2.Вступительное слово учителя.

Грустная казачья песня напоминает плач народа о своей родине, о родной Донской земле, которую так любят герои Шолохова, о горькой жизни женщин и сирот, их слезах.

Давайте ВСПОМНИМ женщин- героинь романа «Тихий Дон» и ответим на вопросы:

  • Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?
  • Правдиво ли автор «Тихого Дона» раскрыл внутренний мир своих неповторимых героинь? Каковы их переживания, поступки?
  • Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?
  • Как рассматривает Шолохов проблему «женщина и война»?

3.Слово учителя.    

Само слово «казачка» говорит о женщине, обладающей ярким, сильным, гордым характерОМ, женщине, имеющей особое чувство жизни, любви, несущей в душе особое достоинство, женщине, прославленной своей внешней, а главное – внутренней чистотой и красотой. Казачка являлась негласной главой семьи. Казакам приходилось по долгу службы надолго отлучаться из дома и, таким образом, женщина становилась главным центром семьи. Она должна была проявлять силу, ловкость, стойкость. Слабые физически не выживали.

4.Сообщение уч-ся о женщинах - казачках - героинях романа

  • Одной из первых, кого мы встречаем на страницах романа, - жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория – Ильинична. Эта женщина – олицетворение мудрости, любви, материнской заботы, красоты. Ее жизнь протекает размеренно, четко, в ежедневном, нередко тяжком труде. Она любящая, преданная жена, поддерживающая лад в семье. М.А.Шолохов не даЕт подробного портрета героини. Лишь по отдельным фразам мы можем представить себе ее облик. Вот что она вспоминает о своей молодости: «Она увидела и себя – молодую, рослую, красивую…Вот она идет, спешит к стану. Лицо ее полыхает румянцем, от прилива крови тонко звенит в ушах. Она придерживает согнутой рукой тяжелые, тугие, налитые молоком груди, и, на ходу расстегивает ворот рубахи…

- Милый ты мой, сыночек! Расхорош ты мой! Уморила тебя с голоду мать…»

А в конце жизни – это «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная жена» с «сухой материнской рукой» и «тонкими губами», которые «каменно застыли» «на водянисто – пухлом лице», сохранившем «усталость и боль»

Ильинична – мудрая женщина – обычно тиха и скромна, не участвует в спорах в семье, а больше слушает, но к ее советам все прислушиваются:

- Ты бы сенца сухого взял, Гришунька, - советовала мать. – Под сердце подложить, а то нутро застудишь.

- Григорий, мотай за сеном. Старуха верное слово сказала.

И так всегда. В словах Ильиничны не звучит приказной тон, а проявляется истинная забота. Следует отметить, что сердце Ильиничны не было закрыто и для других. Так, ежедневно наблюдая за Мишкой Кошевым, женщина проникается жалостью к «душегубу». Она испытывала чувство раздвоенности по отношению к нему: с одной стороны – душевная боль, обида, горечь смерть за сына Петра, с другой – материнская жалость, теплота, проснувшаяся в ее сердце.

Перед смертью, чувствуя, что не дождется возвращения Григория, Ильинична принимает в семью, в сердце Кошевого как сына:

Ильинична достала из – под подушки аккуратно свернутую рубаху Григория, молча протянула ее Дуняшке.

- Что это? – удивленно спросила Дуняшка.

- Гришина рубаха…отдай мужу, нехай носит, на нем его старая – то, небось, сопрела от пота.., - чуть слышно проговорила Ильинична.

Несмотря на возраст, усталость, скопленную за долгую жизнь, на то, что у нее две невестки и взрослая дочь, Ильинична все время в работе, продолжает заниматься хозяйством:

«Каждый день Ильинична просыпалась чуть свет, доила корову и начинала стряпать» - то есть заботилась о своем доме, семье

Ее судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми жила одна из любимых героинь М.А.Шолохова.( чтение фрагмента из романа ч.8. гл 3)

  • Последней, с кем разговаривала перед смертью Ильинична, была ее дочь Дуняша. По ходу развития романа из «длиннорукого, большеглазого подростка»   она вырастает в красивую, добрую, нежную девушку. Мать передала ей свою мудрость, терпение, широту и доброту сердца: «Несмотря на молодость, Дуняшка была уже умудрена житейским опытом» Она стала хозяйкой мелеховского двора. Девушка старалась никогда не сидеть без дела, всем помочь. Этим она была в родителей, не зря Пантелей Прокофьевич называет ее «стрекотуха». Вероятно, это не только из – за ее заразительной веселости, оптимизма, но и из-за бесперестанного движения. Выйдя замуж, Дуняшка делает все, чтобы дом был уютным и в него хотелось всегда возвращаться. Она стала достойной преемницей своей матери в доме Мелеховых.

В ее устои входило осознание того, что женщина-это прежде всего труженица, ласточка, вьющая гнездо.

  • Сложна в романе судьба Дарьи. Кто она? Почему-то читатель не всегда задумывается над тем, как относятся к ней в семье Мелеховых: «Слышь, баба, Наташку не буди…Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная… Румянится, да брови чернит…» (кн. 1, ч. 1).

Дарья молода, красива, весела. Но в казачьем дворе снохе положено знать свое место: в спор не вступать, поменьше говорить, быть незаметной, учиться, пока не обретет своего Дома. В жизни Дарьи этого не случилось. Но ,думается, к ней не всегда справедливы. В семье Дарья постоянно занята, приветлива. Когда Мелеховы собирались на порубку леса, именно она встала за два часа до рассвета, «в одной рубахе кинулась к печи. В конуре нашла спички, зажгла огонь…», «бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами…»   А вот Ильинична укоряет, что с вечера не положили в печь кизяки, чтобы   они подсохли, и Дарья уважительно отвечает:

- Забыла, мамаша. Наша беда.

Едет Дарья на покос не в рабочей грязной одежде, а чисто и опрятно одетая, подкрашенная. Многим это не нравилось. Но нам кажется, что таким поведением она хотела вызвать внимание к себе, что осуждению не подлежит, тем более внимания от мужа она видела немного.

Вот сцена отъезда Петра на службу…Он попрощался на крыльце со всеми родными, а Дарье не сказал ни слова. Почему? Дарья «с ребенком на руках пошла следом», «из-под ладони следила, за белой, занавешенной пылью рубахой мужа»   Что чувствовала она? Невостребованная любовь тоской ложилась на сердце, сжимая, иссушая его. Дни жены Петра протекали однообразно, монотонно, скучно: одна лишь работа по дому.

Жаль, что в семье не поняли, не приняли богатый душевный потенциал женщины, стремящейся создать уют. Отсюда ее метания, поиски недозволенных радостей, вульгарность в поведении.

В свои последние дни Дарья все чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе. Но как же все вокруг красиво: и Дон, и поля, и леса. Как ей не хочется их покидать, почему она раньше их не замечала? Однако, уже поздно, прошлого не вернешь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела

  • Наложила на себя руки Наталья. В минуту смерти, судя по всему, ей было двадцать пять лет. Мелеховы засватали Наталью в возрасте восемнадцати. Семья Коршуновых считалась «первыми богачами в хуторе Татарском» и «для своей дочери жениха не такого, как Григорий, могли подыскать». Не раз отец, мать, дедушка, разговаривая с ней, советовали не торопиться со свадьбой, подумать, ведь о связи Григория и Аксиньи уже было известно. Но Наталья считала, что ее любовь сможет вытерпеть все и поможет повернуть сердце мужа.

Разочарование Григория подчеркивается автором в упоминании о безвкусных губах Натальи, которые он ощутил при поцелуе. После свадьбы Григорий говорит: «Чужая ты какая-то …Ты - как этот месяц не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя Наташка, ты не гневайся…И жалко тебя - кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего…пусто…» (кн.1, ч.1). Но Наталья дала клятву перед богом, став женой Мелехова, жить в мире с мужем в здравии и горести, в богатстве и бедности. Однако он мечется между Натальей и Аксиньей. Не привязывают к дому Григория и дети. Их он любит, нежит, но ради них не оставляет Аксинью.( чтение эпизода « Гроза» ч7 гл 16)

Погибая, Наталья убивает и неродившегося ребенка, совершая, таким образом, двойной грех. Наверное, в этом поступке проявилось слабость героини.

Несмотря на плохо складывающуюся семейную жизнь, Наталья стремилась создать свой Дом, была трудолюбива и вынослива.

М.А.Шолохов не раз обращает внимание читателей на «большие, раздавленные работой руки» Натальи..

Величие этой героини Шолохова не только в том, что она верная, любящая жена, прекрасная мать, но и в том, что она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми .( чтение эпизода « Гроза» ч7 гл 16)

 

  • Нелегкая судьба досталась главной и любимой героине Шолохова — Аксинье Астаховой. Первую трагедию она пережила в шестнадцать лет — ее изнасиловал отец, "пятидесятилетний старик".   Через год Аксинью выдали замуж за Степана Астахова, но в семье мужа Аксинью приняли неласково, свекровь сразу же объявила девушке, что взяли они ее "не кохаться да не вылеживаться", и заставила взять на себя все заботы по хозяйству. Степан в первый же день совместной жизни незаслуженно наказал ее за отцовскую вину: "обдуманно и страшно избил молодую жену". Нелегко складывались супружеские отношения, скупа была судьба Аксиньи на женское счастье. Редкие моменты согласия наступали между супругами, когда они "играли песню". Аксинья "привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость да привычка". Радость материнства также длилась недолго: "Ребенок умер, не дожив до года".

Неожиданно на Аксинью обращает внимание Григорий Мелехов. Он начинает с нею заигрывать, и Аксинья "с ужасом" чувствует, что "ее тянет к черному, ласковому" Григорию.

Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять. Несмотря на то что сам автор, описывая красоту героини, не раз характеризует ее как "порочную", грязь не пристает к Аксинье. Никакие жизненные ошибки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у нее к Григорию: "Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей". И хуторяне, которые недавно еще прижухли в "поганеньком выжиданьице", поняли: "вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь".

Описывая свою героиню, Шолохов мельком подчеркивает особенность ее характера: "Аксинья ходила, не кутая лица платком, траурно чернели глубокие ямы под глазами; припухшие, слегка вывернутые, жадные губы ее беспокойно и вызывающе смеялись". Противоречивость во внешности, в чертах лица — особая черта характера. Соединяется в ее "душе ненависть с великой любовью". Ее желание любить и быть любимой

Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим. Со страхом, но прямо говорит Аксинья мужу: "Не таюсь — грех на мне. Бей, Степан!" Она не скрывает своей любви от Ильиничны, матери Григория, и не принимает ее упреков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи.

Свою великую любовь Аксинья пронесла через оскорбления, непонимание, ужасы революции и гражданской войны. О муже она "вспоминала с неохотой, и почему-то ей казалось, что он не вернется". Душа ее была обращена лишь к Григорию. Свою любовь к нему Аксинья перенесла и на его детей. После смерти Ильиничны она забрала детей Григория к себе и выплеснула на них всю нерастраченную материнскую нежность и неутоленную любовь. Но в душе Аксиньи нет покоя Новый приезд Григория означает для нее новые тревоги и новые сомнения, поскольку "много раз в жизни не оправдывались, не сбывались ее надежды и чаяния". "Как-то сложится теперь ее жизнь? Что ждет ее в будущем? И не слишком ли поздно улыбается ей горькое бабье счастье?" Тем не менее, каждая встреча с Григорием становится для Аксиньи праздником, "полновесным счастьем".

Григорий чувствует в Аксинье главное — она сумеет заменить его детям мать. "Она ласковая, добрая баба. Из любви к нему она будет любить и детей".

Лишь через много месяцев суждено им свидеться снова, и встреча эта красноречиво говорит о том, что и Аксинью, "такую сильную, сломили страдания". Едва Григорий оказался в доме, она обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели, и рыдает: "Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни... Лучше убей, но не бросай опять!"

Григорий и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать там новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу женщины при мысли, что она снова рядом с любимым. Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Одна из шальных пуль оборвала жизнь Аксиньи. Она "умерла на руках Григория незадолго до рассвета". Григорий шашкой выкопал могилу, похоронил "свою Аксинью при ярком утреннем свете", "твердо веря в то, что расстаются они ненадолго". (Прослушивание отрывка)

 

Составление таблицы по ходу сообщений.

Имя героини

Отношение к

Григорию

Внешний вид

Любовь героини

Судьба

Ильинична

Мать

Некогда красивая, теперь сплошь опутанная паутиной морщин, дородная».

скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужествен-ным и твердым характером, большим, любящим сердцем

Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младше-му сыну Грише. Его до послед-ней минуты жда-ла она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток.

Дуняша

Сестра

В длинных, чуть косых разрезах глаз искрились черные, в синеве белков, застенчивые и озорные миндалины»; «отцова слабость»,

Любовь к врагу семьи Мишке , наперекор всем становится женой Кошевого спасает семью и хутор от новых распрей и новой крови.

Спасает брата, заботится о его сыне

Дарья

Жена брата

красива, но какой-то порочной, змеиной красотой, стройна, гибка, с вихляющей походкой, ленива к работе, но большая любительница посиделок и застолий.

Долго страдать и переживать она не умеет. Нет в ней жалости и сострада-ния ни к кому, не любила она никого по-настоящему

«   Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось..

Передает записку от Аксиньи Григорию.

К концу жизни понимает, что жила не так

Наталья

Жена

«…Смелые серые глаза… от худобы казавшиеся чрезмерно большими, светились парным блеском»; «На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка»; «…Плотный сбитень тела, высокие красивые ноги, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд».

До полной самоотдачи, забывая себя, любит детей, в каждой их черточке подмечая сходство с любимым мужем.

До последнего вздоха она думает и говорит о муже, прощает ему все дурные слова и поступки

 

Аксинья

Любимая женщина

«…Тяжёлый узел волос, точеная шея с курчавыми пушистыми завитками волос»; «бесстыдно-жадные, пухловатые губы»; «статная фигура, крутая спина и налитые плечи»; «тепло похорошевшие глаза светились сумасшедшим счастьем, вызывающе смеялись».

 

Гордая донская ка-зачка, много претер-певшая на своем нелегком жизнен-ном пути. Красивая, статная, восприни-мающая жизнь очень эмоционально и импульсивно.

«Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопья-ном придорожным цветет поздняя бабья любовь».

 

 

IV. Закрепление.

1. По портрету определить героиню

  • Ильинична – «…Некогда красивая, теперь сплошь опутанная паутиной морщин, дородная».
  • Дарья – «…Крутые черные дуги бровей»; «Гладкая кобыла… у ней только что на уме – игрища да улица».
  • Дуняша –   «…В длинных, чуть косых разрезах глаз искрились черные, в синеве белков, застенчивые и озорные миндалины»; «отцова слабость»,
  • Наталья – «…Смелые серые глаза… от худобы казавшиеся чрезмерно большими, светились парным блеском»; «На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка»; «…Плотный сбитень тела, высокие красивые ноги, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд».
  • Аксинья – «…Тяжёлый узел волос, точеная шея с курчавыми пушистыми завитками волос»; «бесстыдно-жадные, пухловатые губы»; «статная фигура, крутая спина и налитые плечи»; «тепло похорошевшие глаза светились сумасшедшим счастьем, вызывающе смеялись».

2.Сравнительная характеристика Натальи и Аксиньи.

Наталья

Аксинья

ОБЩЕЕ

1.Любят Григория

2.Прощают ему измены

3.Гибнут во имя любви

РАЗЛИЧИЕ

1.Большая зажиточная семья

1.Нет   родни

2.Чистая внутренняя красота».

2.«Порочная», «вызывающая» красота

3.Вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать.

 

3.Собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь».

4.Дети

4. Нет детей

Вывод: Каждая из героинь готова бороться за свою любовь и свое счастье, но в силу своего характера, делают это по-своему: темпераментная, импульсивная Аксинья «ведет наступление», а Наталья готова на унижение, если есть хотя бы маленький шанс отстоять свою любовь. (Эпизод в Ягодном)

 

v Почему Григорий любит таких разных на первый взгляд женщин?(неспокойный характер Григория требует то покоя, который он находит в семье среди детей и жены, но покой   не по нем, и он снова возвращается к Аксинье. Он готов любить их обеих)

 

V. Итог урока

Вывод.

  • Через образы Аксиньи и Натальи не только ярче и многограннее проявляется неоднозначная и беспокойная личность Григория Мелехова;
  • Раскрывается духовная красота, стойкость, высокие моральные качества донских казачек, их способность к бескорыстной и самоотверженной любви,

 

VI. Рефлексия.

Женщинам принято дарить цветы . Но у нас цветы особенные. Каждый цветок предназначен только одной женщине. Значение цветка обозначено на обратной стороне картинки. Подберите цветы тем героиням, которые вам понравились или произвели на вас впечатление.

 

VII. Домашнее задание.

Мини-сочинение «Лучшая героиня в романе М Шолохова «Тихий Дон»

 Героини романа

Имя героини

Отношение к

Григорию

Внешний вид

Любовь героини

Судьба

Ильинична

 

 

 

 

Дуняша

 

 

 

 

Дарья

 

 

 

 

Наталья

 

 

 

 

Аксинья

 

 

 

 

Книга 1. Часть 3.

Глава XIX «В Ягодном»

   - Я к тебе, Аксинья... - сказала она, облизывая обветрившиеся губы сухим языком.

   Аксинья быстро оглядела окна дома и молча пошла в людскую, в свою половину. Наталья шла позади. Слух ее болезненно скоблило   шорохом Аксиньиного платья.

   "От жары, должно быть, в ушах больно", - выцарапалась из вороха мыслей одна.

   Дверь, пропустив Наталью, притворила   Аксинья.   Притворив, стала посредине комнаты, сунула руки за белый передник. Игру вела она.

   - Ты чего пришла? - вкрадчиво, почти шепотом спросила она.

   - Мне бы напиться... - проговорила Наталья и обвела комнату тяжелым, негнущимся взглядом.

   Аксинья ждала. Наталья заговорила, трудно поднимая голос:

   - Ты отбила у меня мужа... Отдай мне Григория!.. Ты... мне жизню сломила... Видишь, я какая...

   - Мужа тебе? - Аксинья стиснула зубы, и слова - дождевые капли на камень - точились скупо. - Мужа тебе? У кого ты просишь? Зачем ты пришла?.. Поздно ты надумала выпрашивать!.. Поздно!..

   Качнувшись всем телом, Аксинья подошла вплотную, едко засмеялась.

   Она глумилась, вглядываясь в лицо врага. Вот она - законная брошенная жена - стоит перед ней приниженная, раздавленная горем; вот та, по милости которой исходила Аксинья слезами, расставаясь с Григорием, несла в сердце кровяную боль, и в то время, когда она, Аксинья, томилась в смертной тоске, вот эта ласкала Григория и, наверное, смеялась над нею, неудачливой оставленной любовницей.

   - И ты пришла просить, чтоб я его бросила? - задыхалась Аксинья. - Ах ты гадюка подколодная!.. Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я... Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла? Я вернула свое, он мой. У меня дите от него, а ты...

   Она с бурной ненавистью глядела в глаза Натальи и, беспорядочно взмахивая руками, сыпала перекипевший шлак слов:

   - Мой Гришка - и никому не отдам!.. Мой! Мой! Слышишь ты? Мой!.. Ступай, сука бессовестная, ты ему не жена. Ты у дитя отца хочешь взять? Ого! чего ж ты раньше не шла? Ну, чего не шла?

   Наталья боком подошла к лавке и села, роняя голову на руки, ладонями закрывая лицо.

   - Ты своего мужа бросила... Не шуми так...

   - Кроме Гришки, нету у меня мужа. Никого нету во всем свете!..

   Аксинья, чувствуя, как мечется в ней безысходная злоба, глядела на прядь прямых черных волос, упавших из-под платка на руку Натальи.

   - Ты-то нужна ему? Глянь, шею-то у тебя покривило! И ты думаешь, он позавидует на тебя? Здоровую бросил, а на калеку позавидует? Не видать тебе Гришки! Вот мой сказ! Ступай!

   Аксинья лютовала, защищая свое гнездо, за все прежнее разила теперь. Она видела, что Наталья, несмотря на слегка покривленную шею, так же хороша, как и раньше, - щеки ее и рот свежи, не измяты временем, а у нее, Аксиньи, не по вине ли этой Натальи раньше времени сплелась под глазами паутинка морщин?

   - Ты думаешь, я надеялась, что выпрошу? - Наталья подняла пьяные от муки глаза.

   - Зачем же ты шла? - дыхом спросила Аксинья.

   - Тоска меня пихнула.

   Разбуженная голосами, проснулась на кровати и заплакала, приподнимаясь, Аксиньина дочь. Мать взяла ребенка на руки, села, отвернувшись к окну. Вся содрогаясь, Наталья глядела на ребенка. Сухая спазма захлестнула ей горло.На нее с осмысленным любопытством глядели с лица ребенка глаза Григория.

   Она вышла на крыльцо, рыдая и качаясь. Провожать ее Аксинья не пошла.

Книга 4. Часть 7.

Глава XVI «Наталья. Гроза»

   Черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал   гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила   по   небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад ропщущие травы, нес со шляха горькую пыль, почти до самой земли пригибал отягощенные семечками шляпки подсолнухов.
   Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил ее мокрое лицо, обвивал вокруг ног широкий подол серой будничной юбки.
   Несколько секунд Ильинична с суеверным ужасом смотрела на сноху. На фоне вставшей вполнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной.
   Стремительно находил дождь. Предгрозовая тишина   стояла   недолго. Тревожно заверещал косо снижавшийся копчик, в последний раз свистнул возле норы суслик, густой ветер ударил в лицо Ильиничны мелкой песчаной пылью, с воем полетел по степи. Старуха с трудом поднялась на ноги. Лицо ее было смертельно бледно, когда она сквозь гул подступившей бури глухо крикнула:
   - Опамятуйся! Бог с тобой! Кому ты смерти просишь?!
   - Господи, покарай его! Господи, накажи! - выкрикивала Наталья, устремив обезумевшие глаза туда, где величаво и дико громоздились тучи, вздыбленные вихрем, озаряемые слепящими вспышками молний.
   Над степью с сухим треском ударил гром. Охваченная страхом, Ильинична перекрестилась, неверными шагами подошла к Наталье, схватила ее за плечо:
   - Становись на колени! Слышишь, Наташка?!
   Наталья глянула на свекровь какими-то незрячими глазами, безвольно опустилась на колени.
   - Проси у бога прощения! - властно приказала Ильинична. - Проси, чтобы не принял твою молитву. Кому ты смерти просила? Родному отцу своих детей. Ох, великий грех... Крестись! Кланяйся в землю. Говори: "Господи, прости мне, окаянной, мое прегрешение".
   Наталья перекрестилась, что-то шепнула побелевшими губами и, стиснув зубы, неловко повалилась на бок.

 

 

Книга 4. Часть 8.

Глава III «Ильинична. Прощание»

   С вечера, когда Дуняшка с мужем уснули, она собрала последние остатки сил, встала, вышла во двор. Аксинья, допоздна разыскивавшая пропавшую из табуна корову, возвращалась домой и видела, как Ильинична, медленно ступая, покачиваясь, прошла на гумно. "Зачем это она, хворая, туда пошла?" - удивилась Аксинья и, осторожно пройдя к граничившему с мелеховским гумном плетню, заглянула на гумно. Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень. Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер. Аксинья ясно видела озаренное голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из-под черной старушечьей шальки.
   Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:
   - Гришенька! Родненький мой! - Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!..
   Аксинья вся содрогнулась, охваченная неизъяснимым чувством тоски и страха, и, резко отшатнувшись от плетня, пошла к дому.
   В эту ночь Ильинична поняла, что скоро умрет, что смерть уже подошла к ее изголовью. На рассвете она достала из сундука рубаху Григория, свернула и положила под подушку; приготовила и свое, смертное, во что ее должны были обрядить после последнего вздоха.
   Утром Дуняшка, как всегда, зашла проведать мать. Ильинична достала из-под подушки аккуратно свернутую рубаху Григория, молча протянула ее Дуняшке.
   - Что это? - удивленно спросила Дуняшка.
   - Гришина рубаха... Отдай мужу, нехай носит, на нем его старая-то, небось, сопрела от пота... - чуть слышно проговорила Ильинична.
   Дуняшка увидела лежавшие на сундуке черную материну юбку, рубаху и матерчатые чирики - все, что надевают на покойниц, провожая их в дальний путь, - увидела и побледнела:
   - Что это вы, маманюшка, смертное приготовили? Приберите его, ради Христа! Господь с вами, рано вам об смерти думать.
   - Нет, пора мне... - прошептала Ильинична. - Мой черед... Детишек береги, соблюдай, пока Гриша возвернется... А я уж его, видно, не дождуся... Ох, не дождуся!
   Чтобы Дуняшка не видела ее слез, Ильинична отвернулась к стене и закрыла лицо платком.