Малашенко Ирина Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Тема. Правописание корней с чередующимися гласными а-о в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.
Цель: готовность учащихся в конце урока выполнить тест, продемонстрировав умения правильного выбора гласных а/о в корнях-раст-, -ращ-, рос-.
Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение различных заданий; развивать орфографическую зоркость; образное и логическое мышление, речь учащихся;
воспитывать чувство ответственности за результаты своей деятельности на уроке.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1. Орг. момент.
- Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
- Дорогие ребята, я желаю сегодня Вам на уроке быть очень внимательными, продуктивно работать, быть в хорошем настроении и получить новые знания.
2. Проверка д/з.
«Нарисуйте» ответ домашнего упражнения
Дополнительно. Кто составил словосочетания?
- 3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Игра «Солнышко».
Цель – повторение правила правописания корней с чередованием гласных А – О.
«Оторвать лучик» и рассказать правило о правописании указанных
корней.
4. Определение темы и цели урока.
- Ребята, прочитайте стихотворение, оно называется «Как растут слова».
«Как растут слова»
Как-то много лет назад
Пос…дили странный са….
(Не) был са… фруктовым –
Был он просто слов…м.
Это слово, слово-корень,
Ра…растаться стало вскоре
И пл…ды нам прин…сло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам ра…сада.
Вот ещё п…садки рядом.
А вот с…дово..,
С ним с…довник идёт…
- Как вы думаете, о каком саде говорит поэт Евгений Измайлов? (сад слов)
- Какие деревья растут в этом саду? (деревья-слова)
-Какие плоды они приносят? (однокоренные слова)
-Найдите в этом стихотворении однокоренные слова, назовите их.
(учитель демонстрирует карточки со словами на доске)
Правильно. Докажите, что слова являются однокоренными.
(учитель переворачивает карточки).
- Прочитайте известное высказывание хором. «Зри в корень!» Козьма Прутков
Поднимите руки, кто уже слышал его раньше? Что оно означает?
Подготовленный ученик.
- Знаете, знаменитый своими высказываниями Козьма Петрович Прутков, на самом деле это вымышленный человек, «литературная маска» (демонстрируется портрет), под которой в середине 19 века выступали известные писатели и поэты. Например: Петр Ершов, написавший сказку «Конек-горбунок», Алексей Толстой «Черная курица» и другие.
- Как вы думаете, почему именно это высказывание я выбрала эпиграфом к нашему уроку?
Правильно, оно напрямую связано с нашей темой урока. Чтобы сформулировать тему нашего урока, продолжим работу с однокоренными словами. Еще раз их прочитает …(имя).
Какие из них могут служить для проверки написания других однокоренных слов?
- Найдите в этом тексте одно слово, написание которого нельзя проверить путём подбора однокоренного слова? Это слово «разрастаться». Выделите в нём корень – «раст». А как же проверить его написание? Сегодня нам предстоит это узнать.
Цель урока-? Для чего нам знать о правописании а-о в корнях раст, ращ, рос.
5. Этап изучение нового материала.
- Предлагаю провести исследование.
Гипотеза: Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А; Если в корне СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.
Обратите внимание на слова, записанные на доске; давайте проследим за их написанием: разрастаться, расти, выращенный. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс А, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне. В данных корнях присутствует чередование. Мы знаем о таком языковом явлении, как чередование согласных. Сочетание СТ чередуется с Щ:
Блестеть – блещет
Свистеть – свищет
Чистить – очищенный
Растить – выращенный
Значит, в корне -РАЩ- , как и в корне –РАСТ-, пишется А.
- Как вы думаете, где можно встретить такие слова?
- На природе, в лесу, с жизнью человека эти корни тоже связаны. Корнями жизни называют корни –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, жизнью, развитием.
Исключения: росток, отрасль, Ростислав, Ростов, ростовщик
Правило, с. 53.
Физкультминутка
6. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности.
ü Орфографическая дуэль (найти слово под партой, продиктовать, поместить в столбик на доске).
Водор…сли, р…стение, выр…щенный, подр…с, р…сток, отр…сль, Р…стислав, Р…стов, р…стовщик (тот, кто дает деньги в рост (в долг, под высокий процент), р…сти, р…сло.
ü Вставить пропущенную орфограмму, выделить корень.
Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные томаты, Р…стовская земля, длинные водор…сли.
Взаимопроверка по КЛЮЧ: (за крылом доски): А А О О А О О
Физкультминутка для глаз
- РАБОТА В ПАРАХ.
Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы.
7. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.
Дифференцированные задания.
* Задание: вставьте пропущенные буквы.
1 – р…сти
2 – р…сток
3 – отр…сль
4 – выр…сти
5 – р…стение
6 – водор…сли
7 – р…стительный
8 – Р…стов
9 – р…стовщик
** Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.
Наш замечательный город ____________ на берегу реки Днепр. Эти места удивляют богатой _______________. Мы быстро ___________ на берегу палатки. Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник. Мы зашли глубоко, чтобы собрать________________ для гербария.
ü Слова для справок: выр…с, р…стительность, выр…сти, разр….сшийся, зар…сли, р…стения, распол…жились.
***Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.
- 8.Этап применения знаний и способов деятельности.
ТЕСТ В-1
1. Укажите правильное объяснение написания слова Р…СТОК:
О) в корне пишется гласная О, так как это слово-исключение
И) в корне пишется гласная А, так как это словарное слово-исключение
Е) в корне пишется гласная А, потому что перед СТ
2. Укажите строчку, в которой во ВСЕХ словах на месте пропуска следует написать гласную О:
П) р..сти, отр..сль
Г) произр..стать, выр..щенный
Д) р..стение, отр..слевой
Т) р..сток, выр…с
3. Укажите слово-исключение:
К) отр..сти
М) р..сти
Л) отр..сль
Ц) возр..ст
4. Найдите слово с ошибкой
У) возраст
И) отросль
Я) выращивать
А) вырос
5. Найдите слово с буквой «а» вместо пропуска
Ц) р…сток
Т) выр…сший
Ч) р…стение
М) Р…стов
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
Ф) возр...стающий интерес
Е) немного подр...сти
Р) скоро выр...сту
Н) семена прор...сли
7. Укажите вариант ответа, в котором есть слово с чередующейся гласной в корне -рос-/-раст-/-ращ-:
У) золотые россыпи
Е) роскошный дом
О) зарос травой
Ю) оросительная система
ТЕСТ В-2
- 1.В каком слове есть корень -ращ-?
Т) превращение
З) наращиваешь
М) возвращаться
Б) сокращение
- 2.В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
Д) маленький р...сток
Л) известный р...стениевод
Т) юношеский возр...ст
М) вечнозелёные р...стения
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
Е) просьба Р...стислава
И) волосы отр...сли
А) р...сточком мал
О) новая отр...сль производства
4. Укажите слово-исключение:
Ш) отр..сти
З) р..сти
Р) отр..сль
Т) возр..ст
5. Укажите строку, где на месте пропуска во всех словах пишется буква А
И) р..стение, выр..щенный, р...сток
Е) отр...сль, прор...сли, зар...сли
У) водор...сли, возр..ст, зар...сли
О) возр...ст, выр...щивать, р...стить
6. Укажите строку, где на месте пропуска пишется буква А
Р) мальчики подр...сли
Б) заниматься р...стовщичеством
Т) пустить р...стки
В) наукоёмкая отр...сль
7. Найдите слово с ошибкой
И) возраст
О) отросль
Я) выращивать
Ы) вырос
- 9.Этап коррекции.
- Ребята, выполнив тест, вы смогли убедиться в какой мере вами усвоен новый материал. Обратите внимание на ошибки, допущенные вами. (Рассматривает несколько ошибочно выполненных заданий).
10. Этап информации о домашнем задании.
-Ребята, вам предлагается несколько домашних заданий, выберите то, которое вам будет легче и интереснее выполнить.
П.
- Стр._53_, упр. _128__.
- Составить словарный диктант на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
11. Этап подведения итогов учебного занятия.
- Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?
- Перечислите случаи выбора гласных а/о в корнях-раст-, -ращ-, рос-.
- Что осталось непонятным?
- Как вы чувствовали себя на уроке? Каким было ваше настроение?
- Ребята, мне понравилась ваша работа на уроке, хотелось бы отметить работу следующих учащихся ( называю имена), а, ребятам, которые сегодня немного пассивны были на уроке, хотелось бы пожелать большего темпа, правильных и обдуманных ответов.
12. Этап рефлексии.
- Обозначь своё участие в уроке.
1. Как ёж в тумане шёл, так я плутал по закоулкам темы.
2. Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.
3. Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.
Спасибо за работу! До новых встреч!