contrast version


Малашенко Ирина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Тема. Правописание корней с чередующимися гласными а-о в корнях –раст-, -ращ-, -рос-.

Цель: готовность учащихся в конце урока выполнить тест, продемонстрировав умения правильного выбора гласных а/о в корнях-раст-, -ращ-, рос-.

Задачи: научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение различных заданий; развивать орфографическую зоркость; образное и логическое мышление, речь учащихся;

воспитывать чувство ответственности за результаты своей деятельности на уроке.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Ход урока

 

1.   Орг. момент.

- Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений -

Мы вместе сочиним урок!

- Дорогие ребята, я желаю сегодня Вам на уроке быть очень внимательными, продуктивно работать, быть в хорошем настроении и получить новые знания.

2. Проверка д/з.

«Нарисуйте» ответ домашнего упражнения

Дополнительно. Кто составил словосочетания?

  1. 3.Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Игра «Солнышко». 

Цель – повторение правила правописания корней с чередованием гласных А – О.
«Оторвать лучик» и рассказать правило о правописании указанных
корней. 

4. Определение темы и цели урока.

- Ребята, прочитайте стихотворение, оно называется «Как растут слова».

«Как растут слова»

Как-то много лет назад

Пос…дили странный са….

(Не) был са… фруктовым –

Был он просто слов…м.

Это слово, слово-корень,

Ра…растаться стало вскоре

И пл…ды нам прин…сло –

Стало много новых слов.

Вот из сада вам ра…сада.

Вот ещё п…садки рядом.

А вот с…дово..,

С ним с…довник идёт…

- Как вы думаете, о каком саде говорит поэт Евгений Измайлов? (сад слов)

- Какие деревья растут в этом саду? (деревья-слова)

-Какие плоды они приносят? (однокоренные слова)

-Найдите в этом стихотворении однокоренные слова, назовите их.

(учитель демонстрирует карточки со словами на доске)

Правильно. Докажите, что слова являются однокоренными.

(учитель переворачивает карточки).

- Прочитайте известное высказывание хором. «Зри в корень!» Козьма Прутков

Поднимите руки, кто уже слышал его раньше? Что оно означает?

 

Подготовленный ученик.

- Знаете, знаменитый своими высказываниями Козьма Петрович Прутков, на самом деле это вымышленный человек, «литературная маска» (демонстрируется портрет), под которой в середине 19 века выступали известные писатели и поэты. Например: Петр Ершов, написавший сказку «Конек-горбунок», Алексей Толстой «Черная курица» и другие.

 

- Как вы думаете, почему именно это высказывание я выбрала эпиграфом к нашему уроку?

Правильно, оно напрямую связано с нашей темой урока. Чтобы сформулировать тему нашего урока, продолжим работу с однокоренными словами. Еще раз их прочитает …(имя).

Какие из них могут служить для проверки написания других однокоренных слов?

 

- Найдите в этом тексте одно слово, написание которого нельзя проверить путём подбора однокоренного слова? Это слово «разрастаться». Выделите в нём корень – «раст». А как же проверить его написание? Сегодня нам предстоит это узнать.

Цель урока-? Для чего нам знать о правописании а-о в корнях раст, ращ, рос.

 

5. Этап изучение нового материала.

- Предлагаю провести исследование.

Гипотеза: Если правописанием командуют согласные СТ и Щ, то в корне пишется А; Если в корне СТ и Щ отсутствуют, то пишется О.

Обратите внимание на слова, записанные на доске; давайте проследим за их написанием: разрастаться, расти, выращенный. Оказалось, что в словах с данными корнями ни суффикс А, ни ударение, ни смысл не играют роли. Оставалось обратить внимание на согласные в корне. В данных корнях присутствует чередование. Мы знаем о таком языковом явлении, как чередование согласных. Сочетание СТ чередуется с Щ:

Блестеть – блещет

Свистеть – свищет

Чистить – очищенный

Растить – выращенный

Значит, в корне -РАЩ- , как и в корне –РАСТ-, пишется А.

- Как вы думаете, где можно встретить такие слова?

- На природе, в лесу, с жизнью человека эти корни тоже связаны. Корнями жизни называют корни –РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-, так как они присутствуют в словах, связанных с ростом, жизнью, развитием.

Исключения: росток, отрасль, Ростислав, Ростов, ростовщик

Правило, с. 53.

 

Физкультминутка

 

6. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности.

 

ü  Орфографическая дуэль (найти слово под партой, продиктовать, поместить в столбик на доске).

Водор…сли, р…стение, выр…щенный, подр…с, р…сток, отр…сль, Р…стислав, Р…стов, р…стовщик (тот, кто дает деньги в рост (в долг, под высокий процент), р…сти, р…сло.

 

ü  Вставить пропущенную орфограмму, выделить корень.

Густо р…сти, разложить р…стения,  дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные томаты, Р…стовская земля, длинные водор…сли.

Взаимопроверка по КЛЮЧ: (за крылом доски): А А О О А О О

 

Физкультминутка для глаз

 

- РАБОТА В ПАРАХ.

Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы.

rus23.03.18.1

 

7. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.

Дифференцированные задания.

* Задание: вставьте пропущенные буквы.
1 – р…сти 
2 – р…сток 
3 – отр…сль 
4 – выр…сти
5 – р…стение
6 – водор…сли
7 – р…стительный
8 – Р…стов
9 – р…стовщик

** Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

Наш замечательный город ____________ на берегу реки Днепр. Эти места удивляют богатой _______________. Мы быстро ___________ на берегу палатки. Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник. Мы зашли глубоко, чтобы собрать________________ для гербария.

ü  Слова для справок: выр…с,  р…стительность,  выр…сти,   разр….сшийся, зар…сли, р…стения, распол…жились.

 

***Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.

 

  1. 8.Этап применения знаний и способов деятельности.

ТЕСТ В-1

1. Укажите правильное объяснение написания слова Р…СТОК:

О) в корне пишется гласная О, так как это слово-исключение

И) в корне пишется гласная А, так как это словарное слово-исключение

Е) в корне пишется гласная А, потому что перед СТ

2. Укажите строчку, в которой во ВСЕХ словах на месте пропуска следует написать гласную О:

П) р..сти, отр..сль

Г) произр..стать, выр..щенный

Д) р..стение, отр..слевой

Т) р..сток, выр…с

 

3. Укажите слово-исключение:

К) отр..сти

М) р..сти

Л) отр..сль

Ц) возр..ст

4. Найдите слово с ошибкой

У) возраст

И) отросль

Я) выращивать

А) вырос

5. Найдите слово с буквой «а» вместо пропуска

Ц) р…сток

Т) выр…сший

Ч) р…стение

М) Р…стов

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

Ф) возр...стающий интерес

Е) немного подр...сти

Р) скоро выр...сту

Н) семена прор...сли

7. Укажите вариант ответа, в котором есть слово с чередующейся гласной в корне -рос-/-раст-/-ращ-:

У) золотые россыпи

Е) роскошный дом

О) зарос травой

Ю) оросительная система

 

ТЕСТ В-2

  1. 1.В каком слове есть корень -ращ-?

Т) превращение

З) наращиваешь

М) возвращаться

Б) сокращение

 

  1. 2.В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

Д) маленький р...сток

Л) известный р...стениевод

Т) юношеский возр...ст

М) вечнозелёные р...стения

 

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

 

Е) просьба Р...стислава

И) волосы отр...сли

А) р...сточком мал

О) новая отр...сль производства

 

4. Укажите слово-исключение:

Ш) отр..сти

З) р..сти

Р) отр..сль

Т) возр..ст

 

5. Укажите  строку, где на месте пропуска во всех словах пишется буква А

И) р..стение, выр..щенный, р...сток

Е) отр...сль, прор...сли, зар...сли

У) водор...сли, возр..ст, зар...сли

О) возр...ст, выр...щивать, р...стить

 

6. Укажите строку, где на месте пропуска пишется буква А

Р) мальчики подр...сли

Б) заниматься р...стовщичеством

Т) пустить р...стки

В) наукоёмкая отр...сль

 

7. Найдите слово с ошибкой

И) возраст

О) отросль

Я) выращивать

Ы) вырос

 

  1. 9.Этап коррекции.

 

- Ребята, выполнив тест, вы смогли убедиться в какой мере вами усвоен новый материал. Обратите внимание на ошибки, допущенные вами. (Рассматривает несколько ошибочно выполненных заданий).

 

10. Этап информации о домашнем задании.

 

-Ребята, вам предлагается несколько домашних заданий, выберите то, которое вам будет легче и интереснее выполнить.

 

П.

  • Стр._53_, упр. _128__.
  • Составить словарный диктант на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.

 

11. Этап подведения итогов учебного занятия.

 

- Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке?

- Перечислите случаи выбора гласных а/о в корнях-раст-, -ращ-, рос-.

- Что осталось непонятным?

- Как вы чувствовали себя на уроке? Каким было ваше настроение?

 

- Ребята, мне понравилась ваша работа на уроке, хотелось бы отметить работу следующих учащихся ( называю имена), а, ребятам, которые сегодня немного пассивны были на уроке, хотелось бы пожелать большего темпа, правильных и обдуманных ответов.

 

12. Этап рефлексии.

- Обозначь своё участие в уроке.

1. Как ёж в тумане шёл, так я плутал по закоулкам темы.

2. Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно.

3. Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.

 

Спасибо за работу! До новых встреч!