contrast version

 


Государственное учреждение образования « Средняя школа № 20 г. Орши»

Васильев Арсений

«Пластик в нашей жизни»

Учебно-исследовательская работа

Руководитель:Богданова Татьяна Станиславовна

 

Актуальность исследования. 160 лет назад человек впервые получил пластическую массу. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы тонн пластика, которые загрязняют нашу планету. И с каждым годом отходы из пластмасс растут. И это огромное количество мусора заставляет задуматься над вопросом: пластик в нашей жизни – это «хорошо» или «плохо»?

 

Проблема исследования заключается в противоречии между положительными свойствами пластика и теми экологическими проблемами, которые возникают в результате загрязнения окружающей среды отходами, которые веками не разлагаются.

Мне только 9 лет, я учусь 3 классе, но я точно знаю, что пластиковые изделия прочно вошли в жизнь каждого человека: мы пьём воду из пластиковых бутылок, храним пищу в пластиковых контейнерах, носим продукты в пластиковых пакетах. Это удобно, легко и недорого. Но с недавних пор я обратил внимание на то, что вокруг очень много говорят о вреде пластика и изделий из него, а кто-то пытается использовать пластик повторно. Так что же? Вреден пластик или нет? Быть ему в будущем или нет? Исходя из этого и выбрана мною эта тема «Пластик в нашей жизни».

 

Объект исследования: использованные пластиковые бутылки.

 

Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок.

 

Цель: Исследовать роль пластиковой бутылки в жизни человека и природы.

 

Задачи:

  • Изучить и проанализировать информационные источники (книги, журналы, газеты, справочники, определённые сайты в сетях Интернет).
  • Выяснить историю появления и применения пластиковых бутылок.
  • Определить экологические проблемы, связанные с пластиковой упаковкой.
  • Провести анкетирование взрослых и одноклассников на заданную тему.
  • Найти полезное применение и заинтересовать окружающих возможностями создания из пластиковых изделий множества интересных и полезных вещей.

 

Гипотеза:

Если пластиковую бутылку использовать в качестве вторичного сырья, то можно значительно снизить количество мусора.

Методы исследования:

  • Изучение информационных источников;
  • Эксперимент;
  • Анкетирование;
  • Наблюдение.

 

Структура исследования:

1.История создания пластиковой бутылки.

2.Экологические проблемы, связанные с пластиковой упаковкой.

3.Вторая жизнь пластиковой упаковки.

4.Заключение.

 

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в нашей жизни.

 

1.История создания пластиковой бутылки.

 

Пластиковая бутылка уже давно стала привычной нашему глазу. Такие бутылки имеют меньший вес при том же объёме по сравнению со стеклянными и более безопасны за счёт упругости. Так же их дешевле производить. Поэтому их использование более выгодно производителям и продавцам. Пластик появился в 1869 году, когда американец Джон Хэйат смешал обработанные химическими реактивами волокна хлопка с камфарой, в результате получилась странная пластическая масса. Так началась эра пластмасс.

Первая пластиковая бутылка Pepsi появилась на рынке США в 1970 году. Первый завод по производству лимонада в пластиковых бутылках в СССР открыла компания «ПепсиКо» в 1974 году.

В наше время пластиковые бутылки используют не только производители газированных напитков, но и косметические, фармацевтические, парфюмерные фабрики, а так же производители пищевых продуктов.

2.Экологические проблем связанные с пластиковой упаковкой.

 

Пластиковая бутылка была изобретена около пятидесяти лет назад. В настоящее время производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Это изобретение решило много экономических проблем, но и создало не меньше. Теперь уже не только стеклянные, но и пластиковые бутылки загрязняют наши улицы. И теперь, где бы мы ни были: в парке, во дворе, и даже в лесу, везде можно встретить эту неразлучную спутницу человека. Сегодня на каждого жителя планеты приходится до 88,5 кг пластиковой одноразовой посуды в год. Использованная упаковка и другие отходы попадают на свалку, захламляя землю.

По справочным материалам, пластиковые бутылки и целлофановые пакеты разлагаются в период от 100 до 500 лет! А это значит, что наши праправнуки увидят пластиковые упаковки и бутылки, которые люди сейчас оставляют в местах отдыха.

Ежегодно в мире производится около 30 миллионов тонн пластиковой упаковки. Тонны пластиковых бутылок вывозят на свалку, где они или сжигаются, или подвергаются захоронению.

Эти отходы, накапливаясь, отравляют почву, воздух, воду. Это глобальная экологическая проблема. По данным комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти около 1 миллиона птиц, более 100 тысяч морских животных и огромного количества рыб.

Огромные скопления пластиковых бутылок на планете образуют плавающие континенты в океанах. По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), эти отложения представляют угрозу для всего живого на планете. Люди страдают от пластикового мусора, который они сами и создали.

Пластик является экологической проблемой мирового масштаба. При разложении пластмасса выделяет токсичные вещества, которые вызывают сильнейшие гармональные изменения в организме животных и человека. Может быть пластик сжигать? Этого делать тоже нельзя. Ведь при сжигании пластмасс выделяются ядовитые вещества, которые загрязняют атмосферу.

Создание пластиковой упаковки решило, конечно, много проблем, но и породило не меньше. И, кстати, пластиковая тара, не так уж хороша, она пропускает ультрафиолетовые лучи и кислород, не удерживает внутри углекислород, что сильно уменшает срок годности продукта.

 

3.Вторая жизнь пластиковой бутылки.

 

Выход всётаки есть: пластиковая тара подлежит вторичной переработке. Для этого необходимо правильно сортировать мусор. Я понаблюдал и увидел, что в нашем городе есть специальные контейнеры для сбора пластика. Я решил узнать, где же у нас в Беларуси перерабатывают пластик. Вот что я выяснил.

В нашей стране существует около 100 предприятий, которые занимаются переработкой пластиковых бутылок. Одним из крупнейших предприятий-переработчиков отходов пластмасс не только в Беларуси но и на территории СНГ является ОАО «Белвторполимер» (г. Гродно). Как же обстоит ситуация с переработкой, если в нашей стране есть столько предприятий, которые решают эту проблему?

В разных городах Беларуси ситуация существенно отличается. Так, лучше всего дела обстоят в Могилеве и Бресте, где собирается 58 и 78% ПЭТ-бутылок. А хуже всего сбор пластикового мусора организован в Витебске и Минске: там на переработку поступает только 11 и 18% ПЭТ−бутылок.

В своём классе я поинтересовался у ребят: пластик – это «хорошо» или «плохо», в каких случаях нужно отказаться от пластика. Опрос проводился в форме анкеты.

1.Какие изделия из пластика ты используешь в своей жизни?

А) посуда;

Б) школьные принадлежности;

В) предметы личной гигиены;

Г) упаковка;

Д) мебель;

Е) игрушки.

2. Какие материалы ты предпочитаешь?

А) бумага;-

Б)пластик;

В) дерево;

Г) стекло;

Д) камень.

3. Из какой посуды тебе больше нравится есть или пить?

А) железная;

Б) фарфоровая;

В) стеклянная;

Г) пластиковая.

4. Что ты выберешь?

А) если санки, то… Б) если чемодан, то…

- деревянные - кожаный

- металлические - металлический

- пластиковые - пластиковый

В) если игрушку, то… Г) если напиток, то…

- плюшевую - в стеклянной таре

- пластмассовую - в алюминиевой банке

- резиновую - в пластиковой бутылке

- из деревянного бочонка

5. В каких случаях ты отказываешься от изделий из пластика?

6. Как ты считаешь, пластиковые отходы вредны? Если да, то чем?

 

Все ребята указали, что в обычной своей жизни они используют различные изделия из пластика: посуду, учебные принадлежности, предметы личной гигиены и др. Но предпочитают всё же разные материалы. Например, 10% ребят откажутся от пластиковой кровати и другой мебели, т.к. это недостаточно прочно, а главное неудобно. Зато 5 % опрошенных нравится есть из пластиковой посуды.

17% учащихся утверждают, что никогда не откажутся от пластмассовых изделий, хотя им не нравится, что они быстро ломаются. В спорте и играх ребята выбирают пластмассовые изделия (лыжи, санки, коньки, игрушки и др.) – 41% . И все мои одноклассники признались, что школьные принадлежности и предметы личной гигиены (зубная щётка, расчёска) у них из пластика.

Кроме того, я выяснил, что мои друзья совсем ничего не знают о вреде и пользе пластика. Хотя почти 50% считают главной проблемой то, что пластик очень долго не гниёт, поэтому загрязняет окружающий мир.

Так же я провёл анкетирование среди взрослых: родителей, родственников, учителей. Вот что получилось.

Анкета для взрослых

1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?

2. Куда Вы деваете пластиковые бутылки после использования?

3. Если не выбрасываете, то как вы используете пластиковые бутылки?

 

 

Результаты анкетирования ( 30 человек)

Вопрос 1 покупают не покупают

29 1

Вопрос 2 выбрасывают сжигают используют в закапывают

хозяйстве

13 9 20 1

Вопрос 3 хранение для рассады творческие

продуктов поделки

10 17 15

 

Вывод: большинство семей учащихся нашей школы покупают товары в пластиковой упаковке, а использованную тару выбрасывают или применяют в быту.

Я считаю, что каждый человек может внести свой небольшой вклад в уменьшение количества отходов. В первую очередь, нужно оставлять как можно меньше мусора в местах отдыха, будь то лес, парк или пляж, а бытовые отходы необходимо относить только в специально предназначенные для этого контейнеры, то есть, не устраивать свалок. Приобретая товары и продукты в магазинах, стоит обращать внимание на их упаковку, отдавая предпочтение экологически безопасно упаковке, если есть выбор, откажитесь от приобретения продуктов в пластиковой упаковке. Отправляясь в магазин за покупками, возьмите с собой сумку, чтобы вам не пришлось покупать пластиковый пакет и, наконец, старайтесь приобретать продукты, упаковку которых можно сдать во вторсырьё и использовать повторно.

Помните о том, что каждый из нас несёт ответственность за судьбу нашего общего дома – планеты Земля, и каждый способен внести посильный вклад в её очищение.

Я решил найти применение использованным пластиковым бутылкам, чтобы внести посильную помощь в сохранение окружающей среды. В библиотеке не нашлось достаточного материала по этой проблеме и нам с мамой пришлось обратиться к обзору интернет-сайтов. Выяснилось, что из пластиковых бутылок можно сделать очень много полезных вещей: кормушки для птиц, стаканчики для рассады, теплицы, вазы, игрушки, контейнеры для мелочей, даже дома и мебель! Всего не перечесть! Особенно заинтересовал метод изготовления пуфика. Для этого нам понадобились одинаковые пластиковые бутылки, например, из-под пепси, поролон, скотч, материал для чехла. Вот, что из этого получилось:

Я взял скотч и стал приматывать одну бутылку к другой по окружности.

В итоге получилась круглая заготовка, которую мы поместили в чехол. Для создания ровной поверхности сидения вырезали два круга из твёрдого картона. Вырезали сидение из поролона. Подшили к чехлу. У нас получился удобный, устойчивый пуфик.

Мои одноклассники тоже не остались в стороне, когда они узнали, что я работаю над этим проектом, ребята решили в нём поучаствовать и внести свой вклад в решение этой проблемы. У каждого дома нашлась не одна использованная пластиковая бутылка, каждый принёс по 1-2 и мы всем классом сделали столько красивых вещей! Вазочки, подставки для карандашей и даже игрушки! А ещё ребята рассказали, как они вместе с родителями используют пластиковые бутылки на даче: делают из них клумбы, пальмы, различных животных и птиц и ещё много чего другого для украшения своего участка.

А ещё я узнал, если пластиковые бутылки наполнить неорганическим хламом, то конструкции из них станут прочнее в 3 раза бетонных. Организация под названием Hug it Forward построила 6 школ в Гватемале из выброшенных пластиковых бутылок. Сербский профессор - математик Томислав Радованович потратил пять лет превращая 13500 пластиковых бутылок в дом престарелых своей мечты. На постройку храма в Таиланде ушло более миллиона бутылок.

 

4.Заключение

В ходе проведённого исследования моя гипотеза подтвердилась.

Учитывая всё, что было сказано выше, я пришёл к таким выводам:

  • Пластиковая бутылка удобна в применении, благодаря таким свойствам, как лёгкость, упругость, прочность, поэтому и занимает всё большее место в жизни человека;
  • Пластиковые упаковки не разлагаются огромное количество лет, а при горении выделяют ядовитый дым, опасный для здоровья человека. Таким образом пластиковая упаковка действительно засоряет землю и наносит вред природе.
  • Если подходить к этой проблеме правильно – сортировать мусор. По-хозяйски, то можно найти много способов применения пластиковой бутылке.

Конечно, эта тема не новая. Мне кажется, как только появилась в жизни человека пластмасса, так и возникла эта проблема. Но она есть, и она касается всех. Значит и решать её нужно всем вместе.

В наших силах сделать так, чтобы планета не утонула в пластиковом мусоре.

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы:

1.Василевская И. «Раз бутылка, два бутылка – будет теплица».

2.Журнал «Делаем сами» №8, 2008г., издательство «Толока».

3.Коноплева Н.П. «Вторая жизнь вещей».

4.Различные сайты сети интернет.