contrast version

Строение и размножение папоротников

Цель урока: овладение учащимися знаниями об особенностях строения и размножения папоротников

Задачи:

образовательные: организовать учебную деятельность по изучению особенностей морфологического и анатомического строения папоротников как представителей высших споровых растений, их жизненного цикла; показать сходство и различие жизненного цикла папоротников с жизненным циклом остальных споровых растений;

развивающие: способствовать формированию навыков анализа, сравнения, нахождения черт сходства и различия на примере основных групп высших споровых растений;

воспитательные: способствовать формированию оперативности в работе, точности, дисциплинированности, воспитанию экологической культуры.

Оборудование: таблицы с циклами развития мхов, плаунов, хвощей, папоротников, мультимедийная установка, гербарные или живые экземпляры папоротников, карточки с заданием.

 

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Подтянулись, друг другу улыбнулись и тихонько сели.

Давайте посмотрим за окно. Пришла весна. Что происходит в природе с растениями? Они готовятся к росту и размножению. Вы изучаете раздел споровые растения. Циклы размножения каких споровых растений вам уже известны?

2. Проверка домашнего задания.

Давайте проверим домашнее задание. Работаем по вариантам. На столе у вас лежит таблица "Сравнительная характеристика споровых растений". 1 вариант даёт характеристику сфагнуму и хвощам, 2 вариант кукушкину льну и плаунам. Время на работу 5 минут (часть заполненной таблицы показать на слайде).

Признаки

Кукушкин лён (сфагнум)

Плаун булавовидный

Хвощи

Щитовник мужской

Вегетативные органы (перечис-лить)

Стебель

листья

Корни

Стебель

листья

 

Корневище с придаточными корнями

Стебель

листья

Корневище с придаточными корнями

Листья вайи

В чём образуются и созревают споры?

коробочки

Спороносные колоски

Спороносные колоски

Сорусы

Чем представлен спорофит

 

Коробочка на ножке

Зелёное

растение

Зелёное

Растение

 

Чем представлен гаметофит?

 

Зелёное

растение

Заросток

 

Заросток

 

заросток

Какое поколение преобладает в цикле развития?

гаметофит

спорофит

спорофит

спорофит

Взаимопроверка по образцу, выставление отметки (за правильно заполненную клетку 1 балл)

3. Целеполагание. Мотивация.

А почему осталась незаполненной последняя колонка? Значит, сегодня на уроке мы будем изучать папоротники.

Это удивительная группа растений, про которую сложены легенды. В славянской мифологии считается, что папоротник цветёт лишь в ночь на Ивана Купала. Сорвать цветок очень трудно, т.к. черти этому всячески препятствуют. А кому удастся это сделать, станет понимать язык зверей и птиц и сможет отыскать все клады. Изучив строение и жизненный цикл папоротника, мы сможем ответить на вопрос, действительно ли можно увидеть цветущий папоротник.

4. Изучение нового материала.

Папоротники — травянистые растения. В лесах Беларуси встречается 24 вида папоротников. Самыми распространёнными являются щитовник мужской и орляк обыкновенный. Папорот­ники — многолетние травянистые корневищные растения. Листья крупные сильно рассе­ченные, отходят от корневища. Листья нарастают верхушкой (как побе­ги), молодые листья образуют на верхушке завитки — "улитки", которые раскрываются на 3-йгод жизни. Из-за этих особенностей, не свойственных листьям, их называ­ют вайями. На корневище образуются придаточные корни. Стебель покрыт эпидермисом, хорошо развита флоэма и ксилема, элементы ксилемы трахеиды.

Размножение папоротников. У папоротников нет спо­роносных колосков. На нижней стороне листа образуются спорангии, собранные в сорусы и часто прикрытые покрывальцами или краем пластинки листа. При созревании спор происходит разрыв стенки спорангия в устье, а кольцо, подобно пружине, разбрасывает споры. Из споры вырастает новое поколение — гаметофит (или заросток). Это небольшая пластинка (несколько мм) сердцевидной формы, которая прикрепляется к почве ри­зоидами. Гаметофит зеленого цвета и может фотосинтези­ровать. На его нижней стороне образуются антеридии и архегонии. В антеридиях образуются сперматозоиды, в архегониях — яйцеклетки. Чтобы сперматозоиды встретились с яйцеклетками, необходима вода, поэтому папоротники и растут во влажных местах. В результате оплодотворения об­разуется зигота, из нее развивается зародыш, а потом и мо­лодое растение папоротника.

5. Закрепление и применение знаний.

1) выделяем особенности строения папоротников, заполняем таблицу.

2) отвечаем на вопросы по сравнению групп споровых растений по таблице:

- по каким признакам мы относим мхи¸ папоротники, хвощи и плауны к споровым растениям?

- по каким признака мы можем различить в природе мхи, папоротники и хвощи?

- циклы развития, каких споровых растений похожи?

6. Контроль. Коррекция. Время на выполнение работы 4 мин.

Выберите правильные утверждения:

1. Стебель (корневище) папоротника находится в земле.

2.Молодые листья папоротника свернуты улиткообразно.

3. Тело папоротника состоит только из стебля и корней.

4. В жизненном цикле папоротника преобладает фаза гаметофита.

5. Важное условие полового размножения папоротников - наличие воды.

6. Спорофит – зелёное растение папоротника.

7. Гаметофитом является заросток.

8. В жизненном цикле папоротников преобладает гаметофит.

9. Споры папоротников созревают в спороносных колосках.

10. В ксилеме папоротников имеются сосуды

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

-

-

+

+

+

-

-

-

(каждый правильный ответ - 1балл)

7. Подведение итогов. Рефлексия

Изучив особенности строения и жизненного цикла папоротников, давайте ответим на вопрос, можно ли увидеть цветущий папоротник? Почему?

Даём качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Рефлексия, используя приём "Чемодан. Мясорубка. Урна"

8. Домашнее задание.

если за итоговый тест 9-10 баллов - повторить материал по конспекту

если за итоговый тест 6-8 баллов - проработать §42

если за итоговый тест 1-5баллов - проработать §42 и ответить на вопросы после параграфа