Строение и размножение папоротников
Цель урока: овладение учащимися знаниями об особенностях строения и размножения папоротников
Задачи:
образовательные: организовать учебную деятельность по изучению особенностей морфологического и анатомического строения папоротников как представителей высших споровых растений, их жизненного цикла; показать сходство и различие жизненного цикла папоротников с жизненным циклом остальных споровых растений;
развивающие: способствовать формированию навыков анализа, сравнения, нахождения черт сходства и различия на примере основных групп высших споровых растений;
воспитательные: способствовать формированию оперативности в работе, точности, дисциплинированности, воспитанию экологической культуры.
Оборудование: таблицы с циклами развития мхов, плаунов, хвощей, папоротников, мультимедийная установка, гербарные или живые экземпляры папоротников, карточки с заданием.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Подтянулись, друг другу улыбнулись и тихонько сели.
Давайте посмотрим за окно. Пришла весна. Что происходит в природе с растениями? Они готовятся к росту и размножению. Вы изучаете раздел споровые растения. Циклы размножения каких споровых растений вам уже известны?
2. Проверка домашнего задания.
Давайте проверим домашнее задание. Работаем по вариантам. На столе у вас лежит таблица "Сравнительная характеристика споровых растений". 1 вариант даёт характеристику сфагнуму и хвощам, 2 вариант кукушкину льну и плаунам. Время на работу 5 минут (часть заполненной таблицы показать на слайде).
Признаки |
Кукушкин лён (сфагнум) |
Плаун булавовидный |
Хвощи |
Щитовник мужской |
Вегетативные органы (перечис-лить) |
Стебель листья |
Корни Стебель листья
|
Корневище с придаточными корнями Стебель листья |
Корневище с придаточными корнями Листья вайи |
В чём образуются и созревают споры? |
коробочки |
Спороносные колоски |
Спороносные колоски |
Сорусы |
Чем представлен спорофит
|
Коробочка на ножке |
Зелёное растение |
Зелёное |
Растение
|
Чем представлен гаметофит?
|
Зелёное растение |
Заросток
|
Заросток
|
заросток |
Какое поколение преобладает в цикле развития? |
гаметофит |
спорофит |
спорофит |
спорофит |
Взаимопроверка по образцу, выставление отметки (за правильно заполненную клетку 1 балл)
3. Целеполагание. Мотивация.
А почему осталась незаполненной последняя колонка? Значит, сегодня на уроке мы будем изучать папоротники.
Это удивительная группа растений, про которую сложены легенды. В славянской мифологии считается, что папоротник цветёт лишь в ночь на Ивана Купала. Сорвать цветок очень трудно, т.к. черти этому всячески препятствуют. А кому удастся это сделать, станет понимать язык зверей и птиц и сможет отыскать все клады. Изучив строение и жизненный цикл папоротника, мы сможем ответить на вопрос, действительно ли можно увидеть цветущий папоротник.
4. Изучение нового материала.
Папоротники — травянистые растения. В лесах Беларуси встречается 24 вида папоротников. Самыми распространёнными являются щитовник мужской и орляк обыкновенный. Папоротники — многолетние травянистые корневищные растения. Листья крупные сильно рассеченные, отходят от корневища. Листья нарастают верхушкой (как побеги), молодые листья образуют на верхушке завитки — "улитки", которые раскрываются на 3-йгод жизни. Из-за этих особенностей, не свойственных листьям, их называют вайями. На корневище образуются придаточные корни. Стебель покрыт эпидермисом, хорошо развита флоэма и ксилема, элементы ксилемы трахеиды.
Размножение папоротников. У папоротников нет спороносных колосков. На нижней стороне листа образуются спорангии, собранные в сорусы и часто прикрытые покрывальцами или краем пластинки листа. При созревании спор происходит разрыв стенки спорангия в устье, а кольцо, подобно пружине, разбрасывает споры. Из споры вырастает новое поколение — гаметофит (или заросток). Это небольшая пластинка (несколько мм) сердцевидной формы, которая прикрепляется к почве ризоидами. Гаметофит зеленого цвета и может фотосинтезировать. На его нижней стороне образуются антеридии и архегонии. В антеридиях образуются сперматозоиды, в архегониях — яйцеклетки. Чтобы сперматозоиды встретились с яйцеклетками, необходима вода, поэтому папоротники и растут во влажных местах. В результате оплодотворения образуется зигота, из нее развивается зародыш, а потом и молодое растение папоротника.
5. Закрепление и применение знаний.
1) выделяем особенности строения папоротников, заполняем таблицу.
2) отвечаем на вопросы по сравнению групп споровых растений по таблице:
- по каким признакам мы относим мхи¸ папоротники, хвощи и плауны к споровым растениям?
- по каким признака мы можем различить в природе мхи, папоротники и хвощи?
- циклы развития, каких споровых растений похожи?
6. Контроль. Коррекция. Время на выполнение работы 4 мин.
Выберите правильные утверждения:
1. Стебель (корневище) папоротника находится в земле.
2.Молодые листья папоротника свернуты улиткообразно.
3. Тело папоротника состоит только из стебля и корней.
4. В жизненном цикле папоротника преобладает фаза гаметофита.
5. Важное условие полового размножения папоротников - наличие воды.
6. Спорофит – зелёное растение папоротника.
7. Гаметофитом является заросток.
8. В жизненном цикле папоротников преобладает гаметофит.
9. Споры папоротников созревают в спороносных колосках.
10. В ксилеме папоротников имеются сосуды
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
(каждый правильный ответ - 1балл)
7. Подведение итогов. Рефлексия
Изучив особенности строения и жизненного цикла папоротников, давайте ответим на вопрос, можно ли увидеть цветущий папоротник? Почему?
Даём качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Рефлексия, используя приём "Чемодан. Мясорубка. Урна"
8. Домашнее задание.
если за итоговый тест 9-10 баллов - повторить материал по конспекту
если за итоговый тест 6-8 баллов - проработать §42
если за итоговый тест 1-5баллов - проработать §42 и ответить на вопросы после параграфа