contrast version

Отдел образования, спорта и туризма Оршанского райисполкома

ГУО “ Средняя школа № 20 г. Орши“

Обобщение передового педагогического опыта учителя начальных классов

Кругляковой Галины Геннадьевны

2

«Методика проблемного-диалогического обучения – эффективный способ развития общих учебных способностей учащихся 1 ступени общего среднего образования »

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

                                           Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно    

       убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

Б. Паскаль

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем чего-то нового.

Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т. е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Одной из проблем, волнующих учителей, является вопрос, как развит у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на развитие мотивации конкретного ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы ученики всякий раз открывали новое, неизвестное для них, возрастает их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели.

Исходя из теории ключевых компетенций доктора педагогических наук А. В. Хуторского, выделяю, на мой взгляд, главные, которые необходимо сформировать у учащихся начальных классов: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные .

ЦЕЛЬ

Повысить продуктивность мыслительной деятельности школьника через использование приёмов проблемно- диалогического обучения

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающимися посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Проблемная ситуация (понятие введено A.M. Матюшкиным) – определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний. Проблемная ситуация характеризует прежде всего состояние ученика, а не само задание.

1-й вид – проблемное изложение. Учитель, сформулировав проблему, подробно и аргументированно раскрывает логику ее решения. У учеников, следящих за изложением, возникают вопросы, сомнения, возражения. Так развиваются критичность мышления, понимание проблемы и альтернатив ее решения.

2-й вид – частично-поисковый, или эвристический, метод. Если проблемная задача вызывает большие затруднения, которые школьники не могут преодолеть самостоятельно, учитель должен, с одной стороны, оказать им помощь, с другой стороны – сохранить проблемность. Он может объяснить (подсказать) очередной трудный шаг в решении задачи с тем, чтобы остальные шаги ученики продумали сами, или дать план решения, который дети реализуют самостоятельно. В результате ученик решает не всю проблему в целом, а ее часть, приобретает некоторый опыт творческой деятельности, овладевает отдельными элементами исследовательского поиска.

Наиболее эффективной формой данного метода является эвристическая беседа. Это четкая система вопросов, подготовленная учителем так, чтобы каждый вопрос вытекал из предыдущих и большинство из них представляло собой маленькие задачи на пути к решению общей проблемы.

3-й вид – исследовательский метод. Он предусматривает систематическое решение школьниками проблемных задач разного типа и масштаба.

Этапы проблемного обучения таковы:

Действия учителя

Действия ученика

1.Создаёт проблемную ситуацию

Осознаёт противоречия в изучаемом явлении

2.Организует размышления над проблемой и её формулировкой

Формулирует проблему

3.Организует поиск гипотезы предположительного объяснения обнаруженных противоречий

Выдвигает гипотезы, объясняющие явления

4.Организует проверку гипотезы

Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.

5.Организует обобщение результатов, применение полученных знаний

Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания

 

Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы в процессе преодоления интеллектуальных трудностей. Недостатки и трудности применения: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует от учителя глубоких знаний в своей области и высокого уровня общей культуры, владения техникой составления проблемных задач и искусством проблемного рассказа, большего количества времени на подготовку к урокам.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

  • Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
  • Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Рассмотрим технологию проблемного диалога: методы, формы, средства обучения.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

В данной технологии дети не в готовом виде получают знания, а добывают их совместно со мной. Ученики не сидят пассивно на уроках, а становятся активными участниками урока. Они думают, сопоставляют, делятся рассуждениями друг с другом; читают, пишут, обсуждают прочитанное. А я направляю деятельность своих учеников в нужное русло. Мне удалось повысить продуктивность мыслительной деятельности школьника через использование технологии проблемного обучения. Мои ученики постоянно учатся самостоятельно работать с информацией, распределять её по новизне и значению, творчески интерпретировать, делать прогнозы, выводы, обобщения. Большинство учащихся умеют выделять главную мысль, конструировать текст, существенно пополняют лексический запас, умеют грамотно анализировать, доказывать.