contrast version

Всем известна ситуация, когда дети наизусть заучивают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах обнаруживается огромное количество именно орфографических ошибок, соответственно отметки за письменные работы значительно ниже, чем за устные ответы, тесты и индивидуальные задания.

Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся  является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка.

Важно так организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания. Особенно пристальный контроль следует установить за слабоуспевающими учениками, которым необходимо оказывать повседневную помощь в работе на уроках русского языка.

Как добиться, чтобы ученик не только заучивал правила, но и видел орфограммы?

Я использую для себя систему упражнений по формированию орфографической зоркости. Упражнения входят в 4 раздела (http://festival.1september.ru/):

Подготовительно-ознакомительный раздел.

Тренировочный раздел.

Закрепительный раздел.

Контрольно-диагностический раздел

 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Чтение слов и словосочетаний, написанных на доске (или на карточках) с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм.

Упражнения этого раздела развивают фонематический слух, позволяют более тонко и точно воспринимать речь.

Упражнение 1. 
Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с безударными гласными. Устно подберите проверочные слова.
Объединение, воплощение, обогащение, продолжение, удивление; роскошный, разъяренный, пренебрежительный, ужасающий, разочаровать, иссекать, распорядиться, возродить, изменить.

 

Упражнение 2.
Прочитайте словосочетания. Установите разницу в словах. Объясните орфограммы, подберите проверочные (однокоренные) слова.


Примирять товарищей - примерять  платье, прополоть грядки  – выпалить из пушкизапевать в хоре - запивать молоком, полоскать вещи – поласкать брата, посветить из окна–посвятить песнюзадрожать от холода - раздражать соседа,  скрепя сердце - скрипя зубами.

Упражнение 3.

Сколько раз?...

  • Сколько раз встречается безударная гласная Е?

Под лежачий камень вода не течёт.

  • Сколько раз встречается безударная гласная О? 
    Волков бояться - в лес не ходить.

Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

 

 2.ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Учащимся предлагаются тексты, в которых встречаются слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения.

Этот этап способствует активному запоминанию слов с изученными орфограммами.

 

 

Упражнение 1.

  1. 1.Поднимайте сигнальные карточки с нужным гласным.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор. 

Енот- крсавец смотрит вниз,
Там потнулась сладко рысь, 
Плывёт могучий бегемот, 
Мдведь над нерпою рвет, 
И белый голубь там лтает, 
Всех отдохнуть нас приглашает.

 

Упражнение 2.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.


Чстота эксперимента — чстота волн

разрдить атмосферу — разрдить посевы

сплтить единомышленников — заплтить долг

спуститься в цветущую длину — быть вдлеке от дома

                                      спшите видеть — спшите данные      

облченный властью — облченный судом

 

Упражнение 3.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Подчеркните в каждом ряду проверочное слово.

1. В...лчонок, влчий, влчица.
2. Лд, лдяной, лдок.
3. Мрской, мрячка, взмрье.
4. Прилтел, вылт, перелтные.
5. Тжёлый, тжесть, тжеленный.

 

Упражнение 4.
Выборочное списывание. Прочитай и отгадай загадку. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с безударными гласными.
Наступили хлода.
Обернулась в лед вда.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь рветь:
В спячку впал в бру мдведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

 

3.ЗАКРЕПИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

В этот раздел вошли упражнения без выделения орфограмм, которые посвящены формированию умения выделять и распознавать орфограммы.

 

Упражнение 1.
Прочитай, приготовься писать по памяти.
Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни безударные гласные. Устно объясни их написание.


ЛЕСНОЙ ОЛЕНЬ

Осенью в дождливый серый день

Проскакал по городу Олень.

Он летел над гулкой мостовой

Рыжим лесом пущенной стрелой.

Он бежал, и сильные рога

Задевали тучи-облака.

И казалось, будто бы над ним

Становилось небо голубым!

(Ю. Энтин)

 

Упражнение 2.
Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета.
1) Звон, звонарь, позвонить, звонкий, зазвонить.

2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.

3) Солить, соль, солонка, подсолить, засол, солёный.
Подчеркните гласную букву только в тех словах, которые надо проверить.

Упражнение 3.
Прочитайте и запишите предложения. Обозначьте корни, поставьте ударение в выделенных словах и подберите к ним проверочные слова.

  1. 1.Сороки и вороны зимуют в городе. 2. На столе пенал и тетрадь. 3. Хитрая лисица поймала зайчишку. 4. По реке плывёт корабль. 5. На дереве гнездо.     6. На опушке леса лосиха. 7. На яблоне крупные плоды. 8. За лесом грохочет гроза. 9. Сердитый волчишка бродит по лесу. 10. Мой родной город — Минск. 11. Хорошо летом в лесу? 12. На лесной поляне шумели вековые сосны.

 

Упражнение 4.

Отгадать загадки. Выписать слова с безударными гласными в корнях. Где возможно, написать проверочные слова.

1. Заря-заряница, красная девица,

По небу гуляла, слёзы потеряла;

Месяц видел — не поднял,

Солнце встало — подобрало.

 

2. Два братца друг на друга глядят —

Сойтись не могут.

 

3. Построили хлевец

На пятеро овец.

 

4. Своих глаз нет, а другим видеть помогают.

 

5. Закутан ребёнок

В сорок пелёнок.

 

6. С бородой, а не мужик,

С рогами, а не бык,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт,

А лаптей не плетёт.

 

 

4.КОНТРОЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Этот раздел включает упражнения, направленные на развитие умений самоконтроля и самооценки.

Упражнение 1

Выбери из текста слова с проверяемой безударной гласной (запиши только числа):

 

  1        2              3         4         5              6                       7           8               9          10              11       12            13             

Из теплых краёв летят птицы. Весной у пернатых друзей много хлопот. Надо устроить дома

14         15           16       17           18              19           20             21        22         23                24          25         26.     27

На березах свили гнезда грачи. Скворцам делают дома люди. Ласточка лепит гнездо под крышей.

 

 

Упражнение 2.
ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

Запиши на слух слова с безударной гласной в корне слова.

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ

Мне подарили воздушного змея. В воскресенье мы с отцом запустили его в небо. Крепко натянулась у меня в руке нитка. Змей легко парил на ветру. Прибежали ребята. Им тоже интересно. Рядом с ярким хвостом змея пролетел удивлённый воробей. Что за чудо-птица?

 

Упражнение 3.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
НА ЛЕСНОМ ОЗЕРЕ

На лесном озере наступили холода. Падают снежинки в чёрную воду. На краях появился тонкий ледок. Лебеди плещутся в ледяной воде. Они достают корм со дна. Только северный ветер со снегом прогонит их в тёплые края.


Упражнение 4.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
САД

Наш класс решил посадить сад возле школы. Во дворе большая машина с саженцами. Дружно взялись ребята за работу. Мальчики взяли лопаты и копают землю. Девочки сажают молодые деревья. Это яблони. Учителя помогают поливать деревца из больших вёдер.

 

Упражнение 5.
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Составь с данными словами и запиши небольшой рассказ.
Скоро зима

Зима, деньки, осень, к холодной зиме, улетают, от голода и холода, хлопотливый, утепляет, свою, таскает, листочки, лесной, запасает, грибы, воруют зерно, под корнями, не страшна.

(!!! Вариант рассказа. Скоро зима. Кончились теплые летние деньки.
Пришла ненастная осень. Животные готовятся к холодной зиме. Птицы улетают от голода и холода на юг. Хлопотливый еж утепляет свою норку. Ночью и днем таскает он душистые сухие листочки, мягкий лесной мох.
Проворная белочка запасает на зиму вкусные орехи, крепкие грибы. Мышки вырыли норки под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. Под корнями упавшей ели медведь решил устроить себе берлогу. Не страшна зима зверям.)

Упражнение 6.

Тест « Проверь себя !» 

Отметь значком «+» верный ответ

1. Укажи слова с проверяемой безударной гласной:

1. посуда                               4. тетрадь                                   7. грибы

2. коза                                   5.часы                                         8. лопата

3. весна                                  6. ландыш                                  9. края

2. Укажи проверочное слово к данному:

           темно                                          моря

1.тёмный                                          4. морской

2. темнота                                         5. море

3. темнеет                                         6. моряк

3. Укажи слова с безударными гласными:

           «а»                                          «е»

1 м…ряк                                          7. р…чной

2. ч…совщик                                   8. ч…сло

3. кр…новщица                               9. м…чи

4. кр…ты                                         10. сл…ды

5. вр…ги                                          11.цв…тной

6. гр…чи                                          12. ц…на

4. Укажи проверочные слова:                                                    

1.земли                                         4. цветок                                   7. сосна

2. земля                                        5. цвет                                        8. сосновый

3. поземка                                     6. цветы                                    9. Сосны

5. Укажи слова с безударными гласными:

           «о»                                          «и»

1 дв…ры                                          7. бл…ны

2. гр…чи                                          8. гр…ды

3. д…ма                                            9. гн…здо

4. кр…я                                           10. сл…ды

5. р…га                                            11.ч…сло

6. вр…ги                                          12. р…ды

6. Какие ряды состоят из слов, в которых пропущены только безударные гласные корня, проверяемые ударением?

1) уд..вляться, насл..ждение. пом..риться, уд..литься;

2) оч..ровать, бл..снуть, т..миться, нар..кание;

3) р..внять (грядки), р..сток, зар..ждение, дост..жение;

4) разд..ваться, обн..жить, д..лина, ш..лестеть.

 

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Карабицкая И.С.

Использованы материалы сайта (http://festival.1september.ru/):