Физиологические симптомы:
- кожная сыпь; головные боли;
- тошнота;
- диарея («медвежья болезнь»);
- мышечное напряжение;
- углубление и учащение дыхания;
- учащенный пульс;
- перепады артериального давления.
Эмоциональные симптомы:
- чувство общего недомогания;
- растерянность;
- паника;
- страх;
- неуверенность;
- тревога;
- депрессия; to подавленность;
- раздражительность.
Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:
- чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
- неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
- воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене;
- кошмарные сновидения;
- ухудшение памяти;
- снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
Поведенческие симптомы:
- стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
- избегание любых напоминаний об экзаменах;
- снижение эффективности учебной деятельности в экзаменационный период;
- вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах;
- увеличение употребления кофеина и алкоголя;
- ухудшение сна;
- ухудшение аппетита.
Экзаменационный стресс — это не капризы и не прихоть ребенка, не особенность его характера. Это серьезная психологическая проблема, от которой нельзя отмахиваться.
Рекомендации по преодолению стресса,
или Что нужно сейчас вашему ребенку
- Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства (несмотря на то, как он написал тренировочный тест, и т. д.).
- Похвала, положительная оценка его возможностей. Хвалите ребенка, время от времени напоминайте ему о его хороших качествах и способностях для того, чтобы облегчить стрессовую ситуацию и снять состояние тревоги.
- Ощущение надежного тыла (что бы с ним ни произошло, вы его поймете и поддержите). Не создавайте напряжения во взаимоотношениях, не угрожайте ребенку.
- Возможность поделиться своими переживаниями и опасениями, связанными с предстоящими испытаниями. Обсудите с ребенком будущий экзамен, побеседуйте об особенностях тестирования — пусть он с вами поделится тем, что его больше всего волнует, что именно для него является проблемой, чего больше всего он боится.
Помогите выпускнику увидеть в экзамене положительные моменты. Например:
— Экзамен дает шанс понять и оценить себя, а это всегда интересно как проверка своих способностей и возможностей
— Воспринимай экзамен как один из важных жизненных рубежей.
— Ты приобретаешь опыт. А любой опыт, отрицательный или положительный, имеет огромное значение для становления личности человека.
— Ты узнал правила прохождения экзамена, познакомился с новыми людьми, новыми впечатлениями.
— В любом случае жизнь на этом не останавливается!
Оговорите «запасные варианты» (учеба на платной основе и т. п.). Помогите ребенку настроиться на победу, успех, чтобы у него появилась абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Для этого можно, например, сказать:
— Ты сможешь справиться с этим заданием.
— Я уверена, ты справишься.
— Нет сомнения, что ты все сделаешь правильно, и у тебя все получится.
— Я в тебя верю!
— Будущее сулит тебе только хорошее!