contrast version
Индекс материала
В помощь педагогу
Требования к оценке ответа
Методические рекомендации по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык»
Все страницы

Методические рекомендации по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету «Иностранный язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

 

I . Общие положения

Начиная с 2012/2013 учебного года по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводится обязательный выпускной экза­мен по учебному предмету "Иностранный язык" (далее — экзамен).

Экзамен призван оценить уровень практического владения учащимися изуча­емым иностранным языком в пределах тре­бований, определенных образовательным стандартом и учебной программой.

Объектом итоговой аттестации уча­щихся по учебному предмету "Иностран­ный язык" является коммуникативная ком­петенция — владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, компенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять межкультурную коммуника­цию. На экзамене определяется уровень сформированное™ коммуникативной ком­петенции учащихся и на этой основе оце­нивается качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку.

На экзамене учащиеся должны проде­монстрировать:

- знание лексических единиц, устойчи­вых словосочетаний, грамматических яв­лений продуктивного и рецептивного ми­нимумов, особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления ос­новных коммуникативных типов предложе­ния, предусмотренных учебной програм­мой, и умение пользоваться ими;

- умение воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи;

- владение устной речью: умение вести беседу, дать совет, высказать по­желание; комментировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя от­дельные реплики и развернутые высказы­вания; логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суж­дения относительно услышанного, прочи­танного.

Экзамен проводится в устной форме.

Билеты для проведения экзамена еже­годно утверждаются Министерством обра­зования Республики Беларусь.

Организация и проведение экзамена регламентируется следующими докумен­тами:

  1. Кодекс Республики Беларусь об об­разовании.
  2. Постановление Министерства обра­зования Республики Беларусь от20.12.2011 № 283 "Аб зацвярджэнні Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацьп".
  3. Постановление Министерства обра­зования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 "Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содер­жания образовательных программ обще­го среднего образования и признании ут­ратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь" (далее — Правила).
  4. Постановление Министерства об­разования Республики Беларусь от 12.07.2012 № 77 "Об установлении пере­чня учебных предметов, по которым прово­дятся выпускные экзамены, форм проведе­ния выпускных экзаменов при проведении в 2012/2013 учебном году итоговой аттес­тации учащихся, при освоении содержа­ния образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования".
  5. Образовательный стандарт "Общее среднее образование. Иностранный язык. Ill—XI классы" (далее — образовательный стандарт).
  6. Концепция учебного предмета "Инос­транный язык".
  7. Учебная программа: "Иностранные языки: английский, немец­кий, французский, испанский, китайский" для III—XI классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. — Минск: Национальный институт образова­ния, 2012 (далее — учебная программа).
  8. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по иностранному языку.


II. Содержание экзамена

Содержание экзамена определяется в соответствии с целями и задачами обуче­ния, требованиями к уровню подготовки учащихся по иностранному языку по завер­шении обучения и воспитания на III Ступени общего среднего образования.

Экзамен включает три этапа.

Первый этап: собеседование по про­читанному тексту.

На этом этапе экзамена проверяют­ся умения читать, понимать прочитанное, комментировать и высказывать суждения по полученной информации, а также уме­ние понимать речь на слух в беседе с чле­нами экзаменационной комиссии.

Содержание заданий:

  1. Краткое определение основного со­держания текста.
  2. Например: О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?
  3. Извлечение из текста запрашиваемой информации:
  4. Например: Найди в тексте ответ на воп­рос "..." и прочти его.
  5. Извлечение из текста отдельных фак­тов и значимых деталей.
  6. Например: Что...? Где...? Когда...? Как...? Куда...?
  7. Извлечение из текста фактов, опи­сание которых требует от учащегося развернутого аргументированного высказывания.

Например: Зачем? Почему? Отчего? Как ты думаешь...

Второй этап: собеседование по про­слушанному тексту.

На этом этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослу­шанного текста запрашиваемую информа­цию и умение ее комментировать.

Содержание собеседования направле­но на определение степени понимания про­слушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей.

Например: Кто..? Что..? Где..? Когда..? Как..? Куда...? Почему...? В связи с чем..?

Третий этап: беседа по ситуации об­щения, предлагаемой членами экзамена­ционной комиссии.

Задача этого этапа экзамена заключа­ется в проверке умений монологической и диалогической речи.

Содержание выполняемых учащим­ся заданий направлено на стимулирова­ние его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требу­ет от учащегося использования отдельных реплик и развернутых высказываний отно­сительно услышанного.

Рекомендуемое содержание заданий:

  1. Задание, выполняя которое, учащий­ся имеет возможность опереться на изу­ченный в процессе обучения материал.
  2. Например: Давай поговорим о здоро­вом образе жизни. Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, что­бы быть здоровым?
  3. Задание уточняющего характера, со­держание которого касается личного опыта учащегося и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать.
  4. Например: Согласен ли ты с мнением о том, что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?
  5. Задание, побуждающее учащего­ся инициировать беседу, проявить заинте­ресованность в чем-то, задать встречные вопросы.
  6. Например: Представь, что ты бесе­дуешь с зарубежным сверстником о здоро­вом образе жизни. Что бы ты у него спро­сил прежде всего?
  7. Задание, побуждающее учащегося дать совет, аргументированную рекомен­дацию.
  8. Например: В школе есть ребята, кото­рые курят. Посоветуй, что нужно сделать, чтобы они поняли, что это вредно.
  9. Задание, требующее от учащегося выражения своей точки зрения, рассужде­ния о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов.

Например: Тебе приходилось пропа­гандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?

III. Рекомендации по организации и проведению этапов экзамена

Собеседование с учащимся по прочитанному тексту

1. Текст, предлагаемый для чтения, дол­жен быть аутентичным (научно-популяр­ным, публицистическим, художественным) и отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать предметно-темати­ческому содержанию учебной программы;
  • характеризоваться смысловой закон­ченностью, связностью и цельностью;
  • не быть перегруженным терминами, именами собственными, цифровыми дан­ными;
  • соответствовать уровню подготовки учащихся, определенному образователь­ным стандартом и учебной программой.

2.Объем текста должен составлять до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4% незнако­мых слов, о значении которых можно дога­даться из контекста.

3.Тексты печатаются шрифтом Times New Roman, кегль — 14.

4.Время на подготовку к ответу — до 20 минут.

Во время ответа учащийся имеет пра­во пользоваться текстом. Задания (четыре) для подготовки к собеседованию предлага­ются учащемуся вместе с текстом.

5.Пользование словарем не предус­мотрено.

Собеседование с учащимся по прослушанному тексту

1. Для прослушивания используются следующие функциональные типы аудио- текстов:

  • рассказ;
  • фрагмент радиопередачи;
  • прогноз погоды, программа ново­стей, спортивная сводка;
  • объявление по радио, телевидению, в аэропорту, на вокзале, в общественном транспорте;
  • диалог;
  • интервью, репортаж, информацион­ная реклама;
  • инструкция-объяснение.
  1. Длительность звучания текста со­ставляет до 1,5 минуты.
  2. Задания для подготовки к собеседо­ванию, имена собственные, сложные для восприятия слова предлагаются учащему­ся перед первым прослушиванием текста в печатной форме.
  3. Во время второго прослушивания разрешается делать пометки.
  4. Времени на подготовку к ответу вы­деляется до 10 минут.

Беседа с учащимся по предложенной ситуации общения

1. Тематика ситуаций, предлагаемых для беседы, определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанным в образовательном стандарте и учебной программе.

2. Учащегося не знакомят с содержани­ем беседы предварительно. Задания (пять) предъявляются ему непосредственно во время беседы.

***

Одновременно в аудитории может на­ходиться до четырех учащихся.

Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяет­ся экзаменационной комиссией.

Рекомендуется присутствие в аудито­рии специалиста, организующего индиви­дуальное прослушивание аудио - текстов для каждого учащегося.

IV. Рекомендации по оцениванию ответа

Каждый этап экзамена оценивается от­дельно с учетом уровня сформированности коммуникативной компетенции учаще­гося.

Итоговая экзаменационная отметка вы­ставляется как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе эк­замена.

В соответствии с Правилами, если учащийся не ответил по билету, экзаме­национная комиссия по его просьбе мо­жет разрешить ответить по другому би­лету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая за­пись. Вопрос о снижении отметки учаще­муся в этом случае решает экзаменаци­онная комиссия.

Отметки, полученные учащимися на эк­замене, объявляются учащимся после его окончания.

V. Требования к формированию экзаменационной комиссии

Экзамен проводит экзаменационная комиссия, которая формируется в соот­ветствии с Правилами.

В состав экзаменационной комиссии входит председатель комиссии (руководи­тель учреждения образования, либо его за­меститель по основной деятельности, либо учитель иностранного языка высшей ква­лификационной категории) и три члена ко­миссии из числа учителей, преподающих иностранный язык, по которому проводит­ся экзамен.

Председателем экзаменационной ко­миссии не может быть учитель, препо­дававший в данном классе иностранный язык, по которому проводится выпускной экзамен.

Если в учреждении образования для формирования экзаменационной комис­сии нет необходимого количества учи­телей иностранного языка, по которому проводится выпускной экзамен, то руко­водитель учреждения образования может привлекать к работе в составе экзамена­ционных комиссий учителей иностранно­го языка из иных учреждений образова­ния.

VI. Рекомендации по техническому оснащению помещений,

определенных для проведения экзамена

Помещение, в котором проходит экзамен, должно быть оснащено техни­ческими средствами обучения, позволя­ющими воспроизводить образцы речи в индивидуальном режиме прослушивания (магнитофоном, компьютером, наушни­ками, др.).