Методические рекомендации
по организации урока
Создание проблемных учебных ситуаций
на уроке иностранного языка
1.Принцип ситуативности
Ситуативность - условие, жизненно важное для овладения говорением.
Ситуативность требует, чтобы все произносимое на уроке как-то касалось собеседников - ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений.
Ситуативность-это и есть соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники.
Что такое ситуация?
Ситуация-это система взаимоотношений собеседников.
Именно взаимоотношения собеседников побуждают их к определенным речевым поступкам, порождают потребность убеждать или опровергать, просить о чем-то, жаловаться и т.п.
Связь речевых ситуаций с деятельностью учащихся не только стимулирует их высказывания, но и помогает осознать, что иностранный язык-средство общения.
Какова роль ситуаций в учебном процессе?
Они в одинаковой степени необходимы как для формирования речевых навыков, так и для развития речевого умения.
Сформированные лексические и грамматические навыки должны обладать гибкостью, а гибкость вырабатывается только в ситуативных условиях, благодаря использованию той или иной речевой единицы в ряде аналогичных ситуаций.
Что касается речевого умения, то и здесь ситуация как система взаимоотношений - необходимое условие. Только в ситуациях развивается такое качество речевого умения, как продуктивность.
Вывод: ситуативность как принцип означает, что учебный процесс происходит на основе и при помощи ситуаций.
2.Типы ситуаций
1. ситуации социально-статусных взаимоотношений
-обсуждение прав и обязанностей граждан разных стран
-телемосты между представителями молодежи разных стран
-встречи с земляками
-разговоры специалистов
-беседы в клубе
-разговоры о традициях, обычаях страны изучаемого языка
Например : Иностранные языки играют важную роль в нашей жизни, однако не все это осознают. Например, один из выпускников сказал «Зачем мне иностранный язык? Я не собираюсь быть переводчиком». Как вы относитесь к этим словам?
1 2. ситуации ролевых взаимоотношений
-взаимоотношения, возникающие при исполнении внутригрупповых ролей: лидер-ведомый, старожил-новичок
-взаимоотношения, возникающие при исполнении ролей, складывающихся в процессе формального и неформального общения: организатор, критик, заводила, выскочка, фантазер
Например: Ваша подруга-модница, она все время посвящает чтению модных журналов, говорит о макияже, модной одежде. Убедите ее, что внешность не самое главное в жизни.
1 3. ситуации отношений совместной деятельности
- учебно-познавательная деятельность (проведение викторин, олимпиад)
- общественно-политическая деятельность (диспуты)
- трудовая деятельность
- спортивная деятельность
- бытовая деятельность (организация досуга, помощь по дому, визит к врачу)
Например: 1. Ваша подруга все умеет делать по дому, так как ее мама занята на работе. Вы решили последовать ее примеру. Позвоните ей и посоветуйтесь, что лучше приготовить на обед.
2.Убедите вашего друга пойти с вами в кино (на дискотеку)
2. 4. ситуации нравственных взаимоотношений
Например: 1. Вы узнали, что один старшеклассник вынес из огня двух детей. Что вы об этом можете сказать? Я лично восхищен им.
2. Говорят, что правда лучше чем ложь. Всегда ли верно это изречение? А если человек умирает?
Вывод:
- ситуация общения на уроке может быть создана лишь в том случае, если она будет основываться на взаимоотношениях собеседников
- каждая фраза . произносимая на уроке должна быть ситуативной, т.е. соотносится с взаимоотношениями собеседников
- ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования лексических и грамматических навыков.