contrast version
Индекс материала
Мастер-класс Петрашкевич И.В.
Актуальность темы мастер-класса
Концепция педагогической деятельности
Описание опыта
Цель и задачи мастер-класса
Занятие №1
Занятие №2
Занятие №3
Занятие №4
Заключение
Литература
Все страницы


Учитель изобразительного искусства

Петрашкевич Инна Викторовна

piv

Программа мастер-класса

Использование сочетания приёмов арт-терапии и компьютерных технологий  как средство повышения качества образования на уроках изобразительного искусства



 

Актуальность

Бог слепил человека из глины
и остался у него неиспользованный кусок.
- Что еще слепить тебе? – спросил Бог.
- Слепи мне счастье – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, только положил человеку
в ладонь оставшийся кусочек глины.

Восточная притча

В момент, когда человеку важно получить дополнительную энергию для преодоления кризисов, трудностей или просто для переживания судьбоносных событий, общество обращается к искусству, творчеству, и другим формам творческого самовыражения. Именно поэтому с давних времён огромное внимание в воспитательном и образовательном процессе личности оказывается изобразительному искусству.

В современной общеобразовательной школе изобразительное искусство изучается только с 1-го по 5-й класс. Хочется подчеркнуть, что эти занятия должны иметь не столько образовательный, сколько развивающий характер (развитие креативности, образного мышления и т.д.). Формировать же  необходимо не столько знания об искусстве, сколько потребность в них, равно как и потребность в восприятии эстетических ценностей. Потребность оказывает влияние на формирование художественных вкусов и идеалов, формируется она с раннего детства под воздействием красоты природы, встреч с подлинными ценностями искусства. Качественное развитие художественной потребности продолжается в течение всей жизни.

Уроки изобразительного искусства кроме воспитательной и развивающей функций ещё носят и здоровьесберегающий характер, положительно влияя не только на физическое, но и на психологическое здоровье детей.

Решить проблемы художественного образования, воспитания и здоровьесбережения  на уроках изобразительного искусства могут помочь  арт-терапевтические приёмы и современные цифровые технологии.

 


 

 

Концепция

Благодаря использованию различных форм художественного творчества складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству.

Дети интуитивно используют рисунок для обретения гармонии и саморегуляции. Отечественный психолог Л.С. Выготский считал, что детский рисунок – это своеобразная «графическая речь». Ребёнок, выражая с помощью различных видов творчества своё психоэмоциональное состояние, бессознательно  освобождается от негативных переживаний, проявляет добрые чувства к окружающим, и тем самым приспосабливается к внешнему миру.

Ещё в Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают.  Архитектура, изобразительное искусство, театр, музыка призваны были способствовать укреплению здоровья людей и совершенствованию их духовных и физических сил. Последователем этой школы врачебного искусства был выдающийся врач Гиппократ ( V век до н. э.).

В эпоху Возрождения английский врач Роберт Бертон издал научный труд о силе лечебной музыки. В 1914 году известный врач-психиатр, академик В.М. Бехтерев на заседании специальной комиссии по влиянию музыки на организм человека впервые привёл убедительные научные доказательства об использовании музыки в целях укрепления здоровья. В.М. Бехтерев рекомендует использовать музыку как средство борьбы с переутомлением, восстановлением сил, при психоэмоциональных перегрузках и расстройствах.

Термин «арт- терапия»(буквально терапия искусством) ввёл в употребление Адриан Хейл (1938) при описании своей работы с больными в санаториях. Это словосочетание использовалась по отношению ко всем видам занятия и восприятия искусства.

С 1940-х годов под эгидой аналитической психологии К.Г. Юнга  арт-терапия стала активно и успешно развиваться. Современные арт-терапевтические методики и упражнения являются наиболее бережным способом решения внутренних задач и проблем ребёнка, являются важным фактором обучения, эстетического воспитания и формирования личности ребёнка.

 


 

Описание опыта

 

Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога – социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача – обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.

 

Эти занятия оказывают на школьника значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно согласно  нормативному документу «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» № 94 от 15 июля 2010 г. уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры ставятся после более сложных предметов. Арт-терапевтические приёмы, применяемые на уроках, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира. И неправда, что кто-то не умеет петь, или у кого-то нет слуха. Каждый ребёнок хоть немного может рисовать или лепить . Все эти способности можно и нужно развивать. Рисование, особенно под музыку, помогает осмыслить и привести к гармоническому состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных способов гармонизации личности, снятия эмоционального напряжения, не только в настоящем, но и в будущем.

 

Как учитель изобразительного искусства, не могу оставаться в стороне, постоянно ищу в преподаваемом предмете новые грани и скрытые резервы обучения и воспитания детей. Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности.

 

При проведении урока я регулярно использую музыкально-звуковое сопровождение, что оказывает регулятивное (снятие напряжения, релаксация) действие на учеников. При подборе звукового сопровождения я отдаю предпочтение классической музыке, звукам природы и инструментальным мелодиям современных композиторов без текстового сопровождения, чтобы не отвлекать учащихся от основного вида деятельности  на уроке.

 

Благодаря сети Интернет появилась возможность подготовить для каждого урока видеоряд из произведений художников, что не только носит информативный характер, но и побуждает учащихся к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительном искусстве.

Безусловно, наибольший положительный эффект наблюдается при комплексном влиянии музыки и изображения. Пользуясь программой Windows Movie Maker,  я подготовила ряд видеороликов, просматривая которые в начале урока учащиеся знакомятся с произведениями художников, настраиваются на необходимую эмоциональную волну и одновременно получают психологическую разрядку от накопившихся стрессов и переутомления.

Положительное влияние арт-терапевтических моментов на уроках изобразительного искусства подтверждают данные анализа успешности обучения и данные анкетирования, которые проводила школьная психологическая служба.

Надо сказать, что в связи с ограниченным временем на уроках и  согласно нормативным документам: «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» № 94 от 15 июля 2010 г. и  инструктивно-методическое письмо «Использование электронных средств обучения в образовательном процессе» 2010г. недопустима перегрузка учащихся, поэтому на нашем школьном сайте создан виртуальный кабинет изобразительного искусства. В этом кабинете учащиеся и их родители могут ещё раз дополнительно посмотреть и скачать понравившийся видеоролик, посетить галерею произведений художников, познакомиться с биографией и этапами их творчества, получить дополнительную информацию о теории изобразительного искусства. Ученики наше школы с удовольствием заглядывают туда не только после проведённых уроков, но и до них, что позволят при объяснении нового материала строить диалог с учащимися.

На нашем сайте регулярно проводятся интернет-конкурсы детского творчества. Победитель определяется путём он-лайн голосования, в котором могут принять участие все посетители сайта.

Такое дистанционное сопровождение образовательного процесса позволяет вовлечь в него родителей учащихся, что способствует сплочению семьи на основе общности взглядов и повышает мотивацию учащихся к изучению предметов эстетической направленности.

О заинтересованности учащихся в предмете «изобразительное искусство» говорит и большое количество детей посещающих дополнительные кружковые занятия, охватывающие учеников с 1-х по 5-е классы включительно.

Как практик могу сказать, что если ребёнка заинтересовать уроком изобразительного искусства, то вскоре он почувствует вкус творчества, научится управлять своими эмоциями, разовьёт своё воображение и фантазию, повысит самооценку, что является жизненно важной необходимостью современной системы образования.

 


 

Цель мастер-класса:

создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов через использование на уроках изобразительного искусства арт-терапевтических приёмов  и современных компьютерных программ

Задачи:

- повысить уровень теоретических знаний учителей в области арт-терапии

- познакомить педагогов с современными арт-терапевтическими приёмами

- расширить представления о роли современных компьютерных технологий в процессе преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе

-сформировать умения работать  с программами Photoshop и Windows Movie Maker

Прогноз конечных результатов работы участников мастер-класса:

- повышение уровня теоретических знаний;

- овладение приёмами работы в программах Photoshop и Windows Movie Maker

- обогащение методической копилки;

- профессиональный и личностный рост педагогов.

 

 


 

Содержание занятий

Занятие №1

Тема: Современная арт-терапия

Цель: знакомство с современными направлениями и классификацией арт-терапии

Форма проведения: семинар-практикум

Основные понятия: арт-терапия, изотерапия, творчество

Прогнозируемый результат: формирование понятия об арт-терапии, её направлениях и методах,  формирование опыта проведения арт-терапевтического занятия

План работы

1 . Организационный этап.

2. Актуализация темы.

3.Информационный этап

3.1 Классификация арт-терапии

3.2  Направления изотерапии

3.3  Арт-терапевтические упражнения в современной школе

4. Практический этап

4.1 Создание ситуации успеха

4.2 Проведение арт-терапевтического упражнения «Волшебные линии»

5 Рефлексивный этап

6 Подведение итогов.  Рекомендации.

 


 

Занятие №2

Тема: Применение элементов музыкотерапии на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

Цель: знакомство с современными направлениями музыкотерапии.

Форма проведения: семинар-практикум

Основные понятия: арт-терапия, музыкотерапия

Прогнозируемый результат: формирование понятия о музыкотерапии, её направлениях и методах; формирование опыта проведения арт-терапевтического занятия с элементами музыкотерапии.

План работы

1. Организационный этап.

2. Актуализация темы.

3. Информационный этап

3.1 влияние музыки на физиологические процессы организма человека

3.2  направления музыкотерапии

4. Практический этап

4.1 создаём хорошее настроение

4.2 проведение арт-терапевтического упражнения «Рисуем музыку»

5. Рефлексивный этап

6. Подведение итогов. Рекомендации.

 


 

Занятие №3

Тема: Использование программы Photoshop на уроках изобразительного искусства

Цель: знакомство с возможностями программы Photoshop.

Форма проведения: семинар-практикум

Основные понятия: арт-терапия, цветотерапия, Photoshop.

Прогнозируемый результат: формирование навыков работы с программой  Photoshop.

План работы

1. Организационный этап.

2. Актуализация темы.

3. Информационный этап

3.1 влияние цвета на физиологические процессы организма человека

3.2- направления цветотерапии

4. Практический этап

4.1 интерфейс программы  Photoshop

4.2 работа с цветом и слоями в программе  Photoshop

4.3 проведение арт-терапевтического упражнения « Мы раскрасим этот мир»

5. Рефлексивный этап

6. Подведение итогов. Рекомендации.

 


 

 

Занятие №4

Тема: Использование программы  на уроках Windows Movie Maker

изобразительного искусства

Цель: знакомство с возможностями программы Windows Movie Maker.

Форма проведения: семинар-практикум

Основные понятия: арт-терапия, цветотерапия, Windows Movie Maker

Прогнозируемый результат: формирование навыков работы с программой , Windows Movie Maker

 

План работы

1. Организационный этап.

2. Актуализация темы.

3. Информационный этап

3.1 комплексное влияние видео-  и аудиоэлементов на результативность проведения уроков изобразительного искусства.

3.2 возможности современных компьютерных программ

4. Практический этап

4.1 интерфейс программы , Windows Movie Maker

4.2 Загрузка в программу аудио-  и видеофайлов

4.3 создание видеоролика.

5. Рефлексивный этап

6. Подведение итогов. Рекомендации.

 

 


 

Заключение

Учитывая то, что современному учителю необходимо не только опираться на особенности каждого ребёнка, но и использовать все доступные методики для его коррекции и адаптации в социуме, арт-терапевтические упражнения в совокупности с возможностями современных компьютерных программ могут стать вспомогательным средством в образовательном процессе.

Опыт адресован учителям изобразительного искусства, начальной школы, а также может быть полезен школьным психологам и классным руководителям.

 


 

Литература

  • Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003. Бурно М.Е. "Терапия творческим самовыражением". М., 1989
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.
  • Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М, 1996.
  • Кемпбелл Дон. Эффект Моцарта. – Минск, “Попурри”, 1999.
  • Копытин А.И. "Тест "Нарисуй историю". СПб.: Речь, 2003.
  • Копытин А.И., Свистовская Е.Е. "Арт - терапия детей и подростков". М.: Когито - Центр, 2007.
  • Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
  • Красный Ю.Е. "Арт - всегда терапия". 2006.
  • Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с.
  • Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. 240 с.
  • Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976
  • Сусанина И. "Введение в арт-терапию". Когито, 2007.
  • Шевченко М."Я рисую успех и здоровье!". Питер, 2007.
  • Шушарджан С.В.. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., изд-во "Антидор", 1998
  • "Хрестоматия. Арт-терапия". под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001
  • Эндрюс Тед. Искусство лечения цветом: Пер. с англ. О. Матвеевой. – М.: ЦАИ, 1998.