contrast version
Индекс материала
Мастер-класс Петрашкевич И.В.
Актуальность темы мастер-класса
Концепция педагогической деятельности
Описание опыта
Цель и задачи мастер-класса
Занятие №1
Занятие №2
Занятие №3
Занятие №4
Заключение
Литература
Все страницы

 

Описание опыта

 

Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога – социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача – обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.

 

Эти занятия оказывают на школьника значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно согласно  нормативному документу «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» № 94 от 15 июля 2010 г. уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры ставятся после более сложных предметов. Арт-терапевтические приёмы, применяемые на уроках, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира. И неправда, что кто-то не умеет петь, или у кого-то нет слуха. Каждый ребёнок хоть немного может рисовать или лепить . Все эти способности можно и нужно развивать. Рисование, особенно под музыку, помогает осмыслить и привести к гармоническому состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных способов гармонизации личности, снятия эмоционального напряжения, не только в настоящем, но и в будущем.

 

Как учитель изобразительного искусства, не могу оставаться в стороне, постоянно ищу в преподаваемом предмете новые грани и скрытые резервы обучения и воспитания детей. Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию ребенка и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и определяет духовное становление и психологическое развитие личности.

 

При проведении урока я регулярно использую музыкально-звуковое сопровождение, что оказывает регулятивное (снятие напряжения, релаксация) действие на учеников. При подборе звукового сопровождения я отдаю предпочтение классической музыке, звукам природы и инструментальным мелодиям современных композиторов без текстового сопровождения, чтобы не отвлекать учащихся от основного вида деятельности  на уроке.

 

Благодаря сети Интернет появилась возможность подготовить для каждого урока видеоряд из произведений художников, что не только носит информативный характер, но и побуждает учащихся к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительном искусстве.

Безусловно, наибольший положительный эффект наблюдается при комплексном влиянии музыки и изображения. Пользуясь программой Windows Movie Maker,  я подготовила ряд видеороликов, просматривая которые в начале урока учащиеся знакомятся с произведениями художников, настраиваются на необходимую эмоциональную волну и одновременно получают психологическую разрядку от накопившихся стрессов и переутомления.

Положительное влияние арт-терапевтических моментов на уроках изобразительного искусства подтверждают данные анализа успешности обучения и данные анкетирования, которые проводила школьная психологическая служба.

Надо сказать, что в связи с ограниченным временем на уроках и  согласно нормативным документам: «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» № 94 от 15 июля 2010 г. и  инструктивно-методическое письмо «Использование электронных средств обучения в образовательном процессе» 2010г. недопустима перегрузка учащихся, поэтому на нашем школьном сайте создан виртуальный кабинет изобразительного искусства. В этом кабинете учащиеся и их родители могут ещё раз дополнительно посмотреть и скачать понравившийся видеоролик, посетить галерею произведений художников, познакомиться с биографией и этапами их творчества, получить дополнительную информацию о теории изобразительного искусства. Ученики наше школы с удовольствием заглядывают туда не только после проведённых уроков, но и до них, что позволят при объяснении нового материала строить диалог с учащимися.

На нашем сайте регулярно проводятся интернет-конкурсы детского творчества. Победитель определяется путём он-лайн голосования, в котором могут принять участие все посетители сайта.

Такое дистанционное сопровождение образовательного процесса позволяет вовлечь в него родителей учащихся, что способствует сплочению семьи на основе общности взглядов и повышает мотивацию учащихся к изучению предметов эстетической направленности.

О заинтересованности учащихся в предмете «изобразительное искусство» говорит и большое количество детей посещающих дополнительные кружковые занятия, охватывающие учеников с 1-х по 5-е классы включительно.

Как практик могу сказать, что если ребёнка заинтересовать уроком изобразительного искусства, то вскоре он почувствует вкус творчества, научится управлять своими эмоциями, разовьёт своё воображение и фантазию, повысит самооценку, что является жизненно важной необходимостью современной системы образования.