contrast version


Урок русского языка в 3 «В» классе

Подготовила  учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» Самоцветова Вера Борисовна


Тема:        Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения  приставки в словах

Цель урока: Формирование умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок

 

Задачи урока:

- создавать условия для формирования у учащихся   умения выделять приставки в словах, образовывать    новые слова с помощью приставок;

- способствовать созданию ситуаций, помогающих   овладению учащимися алгоритмом нахождения   приставок в словах;

- содействовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, орфографической  зоркости, познавательной активности каждого   ученика посредством использования элементов рейтинговой системы.

 

 

Оборудование:

Карточки со словами, иллюстрация «Дети кормят птиц», карточки с заданиями,, карточки с тестом, образец-ключ, учебник, тетради, оценочные листы.

 

Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начинается урок. (Садитесь.)

Наш урок пойдет вам впрок.

Старайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ребята! Я рада вас видеть, ваши глаза, ваши улыбки, а самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Оценивать свою работу вы будете сами на протяжении всего урока. Результат будете отмечать в оценочных листах.

II. Этап проверки домашнего задания.

Оценивать правильность выполнения домашнего задания вы будете сами по предложенной мною шкале.

-3 ученика работают по карточкам.

Придумать и записать 3 слова к схеме: slovo

-Назовите слова, соответствующие схеме:   slovo                 .

- Игривый,  шаловливый, болтливый, говорливый, голубенькой, рубашке, овражка.

Оценивание.

0 ош.-3б.

1 ош. – 2б.

2 ош. – 1б.

3 ош.-0 б.

III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

  1. 1) Чистописание.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится

Угадали? Это….(птица).

-Запишите это слово в тетрадь. Соблюдая наклон, ширину и высоту букв.

2) Словарная  работа.

-Наступила зима. Перелетные птицы улетели в теплые края. Зимующие переселяются ближе к жилью человека. Почему?

-Каких птиц можно увидеть в городе

Игра « Из к5аких слов выпали гласные?»

В..р..н.., д..т..л,  с..н..ц..,  в..р..б..й, с..р..к..,  сн..г..рь.

Е) Проверка.

Оценивание.

0 ош. – 6 б.

1 ош. – 5б.

2 ош. -4 б.

3 ош. – 3б.

4 ош. – 2 б.

5 ош. -1б.

 

По какому признаку слова можно разделить на 2 группы?

( Двусложные и трехсложные.)

Разделите:

синица                                дятел

воробей                              снегирь

сорока

ворона

А сейчас поиграем в игру «Птицы и их детеныши»

Снегирь – снегиренок                                      воробей - воробышек

Ворона – вороненок                                        дятел – птенец дятла

Сорока – сорочонок                                       синица – птенец  синицы

При помощи какой части слова образованы детеныши птиц  снегиренок, вороненок, сорочонок, воробышек?

-Слова образованы при помощи суффикса.

Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Составить слово из частей.

-Посмотрите на знаки обозначения частей слов.

 morfemy1

Расставьте их так, как они могут стоять в слове.  ( Один ученик работает у доски)

 morfemy2

-Что такое корень?

-Что такое суффикс?

-Что такое окончание?

morfemy

 

Остается один знакpristavka

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Что вы хотите узнать об этой части слова?

-Для чего вам это нужно?

Сегодня на уроке вы узнаете , какая часть слова так обозначается, где она стоит, для чего служит.

1. Работа по развитию речи.

Составьте из слов предложение. Выделите изученные орфограммы.

птицы      стужу        на кормушку.        В зимнюю            летят

В зимнюю стужу птицы летят на кормушку.

Найдите и подчеркните главные члены предложения.

IY. Этап усвоения новых знаний.

-Выпишите глагол.

Летят.

-Определите корень. Образуйте однокоренные глаголы с корнем –лет- при помощи частей

при-.у-, на-, от-, под-, пере-, с-.

-Что нужно сделать, чтобы новое слово получилось?

(приставить, присоединить).

(-Пишут в тетради, соединяют на доске.)

- Обратите внимание, приставляемая часть пишется слитно со словом.

-Объясните смысл слов.

Прилетят – появятся

Улетят – исчезнут

Налетят – соберутся вместе

Отлетят – отсоединятся ото всех

Подлетят – приблизятся

Перелетят –переместятся с одной ветки на другую

Слетят – пропадут, переместятся

-Как образовывали новые слова?

(Приставляли части, присоединяли)

-Эта часть слова называется приставкой и выделяется знаком .

-Определите ее место в схеме состава слова.

(перед корнем)

-Выделите приставки в словах.

(Дополнительные баллы)

Обобщение: Какая часть слова называется приставкой?

-Для чего служит?

-Как пишется со словом?

-Знакомство с правилом по учебнику стр.115

Физкультминутка

y.Этап первичного закрепления знаний и способов деятельности

Можем ли мы сразу найти в слове приставку?

Нарисовать

-Какую часть слова нужно сначала найти?

Придумайте родственные , однокоренные слова.

Выделите корень.

-Можем ли мы теперь найти приставку?

-Выделите приставку.

-Работа в парах.

-Образуйте новые слова с корнем -рис-, но с другими приставками. Запишите.

Проверка.

( Срисовать, дорисовать, зарисовать, подрисовать, перерисовать.)

Обобщение:

Какая последовательность должна быть, чтобы определить приставку?

  1. Подобрать однокоренные слова.
  2. Выделить корень.
  3. Выделить приставку.

Физкультминутка(зарядка для глаз)

YI.Этап применения знаний.

Рассмотрите иллюстрацию.

deti

-Зачем дети пришли в парк?

Почему нужно помогать пернатым зимой?

Кто из вас уже помогает птицам?

Кто будет делать это обязательно?

Возьмите карточку с текстом.

Прочитайте задание. Выберите задание, которое вам по силам. Выполните его.

1гр. В выделенных словах выдели приставки.

Пришла зима. Леса и поля покрылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и прилетели они к жилью людей. Ребята повесили для пернатых кормушки. Они приготовили для птиц корм.

Запомните, птицам страшен не холод, а голод.

2 гр. Впишите в слова подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.

…..шла зима. Леса и поля …..крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и ……летели они к жилью людей. Ребята …….весили для пернатых кормушки. Они ……..готовили для птиц корм.

………помните, птицам страшен не холод, а голод.

Для справок: при-, по-, при-, по-, при-, за- .

3 гр. Впишите в слова подходящие

 

по смыслу приставки. Выделите приставки.

Придумайте заголовок тексту.

…..шла зима. Леса и поля …..крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и ……летели они к жилью людей. Ребята …….весили для пернатых кормушки. Они ……..готовили для птиц корм.

………помните, птицам страшен не холод, а голод.

Проверка

Пришла, покрылись, прилетели, повесили, приготовили, запомните.

Оценивание.

table

 

-Какое предложение выражает главную мысль?

(Запомните, птицам страшен не холод, а голод.)

YII. Этап контроля и самоконтроля.

-Что такое приставка?

-Для чего она нужна?

-Как найти в слове приставку?

Работа с учебник4ом упр.193 – устно.                              Дополнительные баллы.

От слова ходить образуйте при помощи приставок новые слова. Составьте с ними словосочетания, подбирая подходящие слова из правого столбика.

Тест.

1.Какая часть слова называется приставкой?

А) Часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении;

Б) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;

В) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2. Как обозначается приставка?

test

3.В каком из этих слов есть приставки?

А) Домашний.

Б)Полосатый.

В)Настольный.

Проверка.

Ключ.

1.В

2.В.

3.В.

YIII. Этап информации о домашнем задании.

Выучить правила на стр. 115 и 117.

Выполнить упражнение 198 на стр.117. Оно подобно заданиям, выполненным в классе.

I×. Этап подведения итогов учебного занятия.

Наш урок подходит к концу.

-Назовите тему урока.

-Что вы узнали нового на уроке?

-Чем будете пользоваться в своей жизни?

Оцените свою работу на уроке.

20 баллов и выше – 10

19 баллов –                  9

18 – 16 баллов–          8

14 -15 баллов –          7

13-12 баллов –          6

11-10 баллов –          5

9 - 8 баллов -             4

7 – 6 баллов –            3

5 – 4 балла –             2

0 – 3 балла -              1

Рефлексия.

Давайте вспомним, каким урок был для вас.

Разберите по буквам.

У –увлекательным, успешным, умным, удивительным, убедительным

Р – развивающим, радостным

О – отличным, отменным, образовательным, ознакомительным, оптимальным,

к  - комфортным, коммуникативным, качественным.

-Спасибо за участие, за вашу активную работу.