Урок русского языка в 3 «В» классе
Подготовила учитель начальных классов ГУО «Средняя школа № 20 г. Орши» Самоцветова Вера Борисовна
Тема: Приставка как часть слова. Алгоритм нахождения приставки в словах
Цель урока: Формирование умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок
Задачи урока:
- создавать условия для формирования у учащихся умения выделять приставки в словах, образовывать новые слова с помощью приставок;
- способствовать созданию ситуаций, помогающих овладению учащимися алгоритмом нахождения приставок в словах;
- содействовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, орфографической зоркости, познавательной активности каждого ученика посредством использования элементов рейтинговой системы.
Оборудование:
Карточки со словами, иллюстрация «Дети кормят птиц», карточки с заданиями,, карточки с тестом, образец-ключ, учебник, тетради, оценочные листы.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел звонок.
Начинается урок. (Садитесь.)
Наш урок пойдет вам впрок.
Старайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ребята! Я рада вас видеть, ваши глаза, ваши улыбки, а самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
Оценивать свою работу вы будете сами на протяжении всего урока. Результат будете отмечать в оценочных листах.
II. Этап проверки домашнего задания.
Оценивать правильность выполнения домашнего задания вы будете сами по предложенной мною шкале.
-3 ученика работают по карточкам.
Придумать и записать 3 слова к схеме:
-Назовите слова, соответствующие схеме: .
- Игривый, шаловливый, болтливый, говорливый, голубенькой, рубашке, овражка.
Оценивание.
0 ош.-3б.
1 ош. – 2б.
2 ош. – 1б.
3 ош.-0 б.
III. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
- 1) Чистописание.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
Угадали? Это….(птица).
-Запишите это слово в тетрадь. Соблюдая наклон, ширину и высоту букв.
2) Словарная работа.
-Наступила зима. Перелетные птицы улетели в теплые края. Зимующие переселяются ближе к жилью человека. Почему?
-Каких птиц можно увидеть в городе
Игра « Из к5аких слов выпали гласные?»
В..р..н.., д..т..л, с..н..ц.., в..р..б..й, с..р..к.., сн..г..рь.
Е) Проверка.
Оценивание.
0 ош. – 6 б.
1 ош. – 5б.
2 ош. -4 б.
3 ош. – 3б.
4 ош. – 2 б.
5 ош. -1б.
По какому признаку слова можно разделить на 2 группы?
( Двусложные и трехсложные.)
Разделите:
синица дятел
воробей снегирь
сорока
ворона
А сейчас поиграем в игру «Птицы и их детеныши»
Снегирь – снегиренок воробей - воробышек
Ворона – вороненок дятел – птенец дятла
Сорока – сорочонок синица – птенец синицы
При помощи какой части слова образованы детеныши птиц снегиренок, вороненок, сорочонок, воробышек?
-Слова образованы при помощи суффикса.
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Составить слово из частей.
-Посмотрите на знаки обозначения частей слов.
Расставьте их так, как они могут стоять в слове. ( Один ученик работает у доски)
-Что такое корень?
-Что такое суффикс?
-Что такое окончание?
Остается один знак
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Что вы хотите узнать об этой части слова?
-Для чего вам это нужно?
Сегодня на уроке вы узнаете , какая часть слова так обозначается, где она стоит, для чего служит.
1. Работа по развитию речи.
Составьте из слов предложение. Выделите изученные орфограммы.
птицы стужу на кормушку. В зимнюю летят
В зимнюю стужу птицы летят на кормушку.
Найдите и подчеркните главные члены предложения.
IY. Этап усвоения новых знаний.
-Выпишите глагол.
Летят.
-Определите корень. Образуйте однокоренные глаголы с корнем –лет- при помощи частей
при-.у-, на-, от-, под-, пере-, с-.
-Что нужно сделать, чтобы новое слово получилось?
(приставить, присоединить).
(-Пишут в тетради, соединяют на доске.)
- Обратите внимание, приставляемая часть пишется слитно со словом.
-Объясните смысл слов.
Прилетят – появятся
Улетят – исчезнут
Налетят – соберутся вместе
Отлетят – отсоединятся ото всех
Подлетят – приблизятся
Перелетят –переместятся с одной ветки на другую
Слетят – пропадут, переместятся
-Как образовывали новые слова?
(Приставляли части, присоединяли)
-Эта часть слова называется приставкой и выделяется знаком .
-Определите ее место в схеме состава слова.
(перед корнем)
-Выделите приставки в словах.
(Дополнительные баллы)
Обобщение: Какая часть слова называется приставкой?
-Для чего служит?
-Как пишется со словом?
-Знакомство с правилом по учебнику стр.115
Физкультминутка
y.Этап первичного закрепления знаний и способов деятельности
Можем ли мы сразу найти в слове приставку?
Нарисовать
-Какую часть слова нужно сначала найти?
Придумайте родственные , однокоренные слова.
Выделите корень.
-Можем ли мы теперь найти приставку?
-Выделите приставку.
-Работа в парах.
-Образуйте новые слова с корнем -рис-, но с другими приставками. Запишите.
Проверка.
( Срисовать, дорисовать, зарисовать, подрисовать, перерисовать.)
Обобщение:
Какая последовательность должна быть, чтобы определить приставку?
- Подобрать однокоренные слова.
- Выделить корень.
- Выделить приставку.
Физкультминутка(зарядка для глаз)
YI.Этап применения знаний.
Рассмотрите иллюстрацию.
-Зачем дети пришли в парк?
Почему нужно помогать пернатым зимой?
Кто из вас уже помогает птицам?
Кто будет делать это обязательно?
Возьмите карточку с текстом.
Прочитайте задание. Выберите задание, которое вам по силам. Выполните его.
1гр. В выделенных словах выдели приставки.
Пришла зима. Леса и поля покрылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и прилетели они к жилью людей. Ребята повесили для пернатых кормушки. Они приготовили для птиц корм.
Запомните, птицам страшен не холод, а голод.
2 гр. Впишите в слова подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.
…..шла зима. Леса и поля …..крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и ……летели они к жилью людей. Ребята …….весили для пернатых кормушки. Они ……..готовили для птиц корм.
………помните, птицам страшен не холод, а голод.
Для справок: при-, по-, при-, по-, при-, за- .
3 гр. Впишите в слова подходящие
по смыслу приставки. Выделите приставки.
Придумайте заголовок тексту.
…..шла зима. Леса и поля …..крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и ……летели они к жилью людей. Ребята …….весили для пернатых кормушки. Они ……..готовили для птиц корм.
………помните, птицам страшен не холод, а голод.
Проверка
Пришла, покрылись, прилетели, повесили, приготовили, запомните.
Оценивание.
-Какое предложение выражает главную мысль?
(Запомните, птицам страшен не холод, а голод.)
YII. Этап контроля и самоконтроля.
-Что такое приставка?
-Для чего она нужна?
-Как найти в слове приставку?
Работа с учебник4ом упр.193 – устно. Дополнительные баллы.
От слова ходить образуйте при помощи приставок новые слова. Составьте с ними словосочетания, подбирая подходящие слова из правого столбика.
Тест.
1.Какая часть слова называется приставкой?
А) Часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении;
Б) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;
В) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2. Как обозначается приставка?
3.В каком из этих слов есть приставки?
А) Домашний.
Б)Полосатый.
В)Настольный.
Проверка.
Ключ.
1.В
2.В.
3.В.
YIII. Этап информации о домашнем задании.
Выучить правила на стр. 115 и 117.
Выполнить упражнение 198 на стр.117. Оно подобно заданиям, выполненным в классе.
I×. Этап подведения итогов учебного занятия.
Наш урок подходит к концу.
-Назовите тему урока.
-Что вы узнали нового на уроке?
-Чем будете пользоваться в своей жизни?
Оцените свою работу на уроке.
20 баллов и выше – 10
19 баллов – 9
18 – 16 баллов– 8
14 -15 баллов – 7
13-12 баллов – 6
11-10 баллов – 5
9 - 8 баллов - 4
7 – 6 баллов – 3
5 – 4 балла – 2
0 – 3 балла - 1
Рефлексия.
Давайте вспомним, каким урок был для вас.
Разберите по буквам.
У –увлекательным, успешным, умным, удивительным, убедительным
Р – развивающим, радостным
О – отличным, отменным, образовательным, ознакомительным, оптимальным,
к - комфортным, коммуникативным, качественным.
-Спасибо за участие, за вашу активную работу.