contrast version

Материал подготовлен учителем изобразительного искусства ГУО "СШ №20 г.Орши" Петрашкевич И.В.


Андрей Рублёв

Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию.

Об Андрее Рублеве сохранилось представление как о человеке доброго, смиренного нрава, «исполненного радости и светлости». Все созданное им - плод глубокого раздумья. Окружающих поражало, что Рублев подолгу, пристально изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

 

Хотя имя Рублева упоминается в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале двадцатого столетия после реставрации в 1904 году «Троицы» - главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры, самого совершенного произведения древнерусской живописи. После расчистки этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Рублев. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Андрей Рублев родился в конце 60-х годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. По всей вероятности, в юности Андрей был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха.
Во время Куликовской битвы в 1380 году Рублев уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей.

  Невозможно последовательно проследить творчески и путь Рублева, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы. Дошедшие до нас исторические свидетельства о жизни и творчестве Андрея Рублева крайне бедны хронологическими данными и во многом противоречат друг другу. Бесспорны лишь два сообщения, фигурирующие в летописях под 1405 и 1408 годами. В первом говорится о том, что Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. Исследователи установили, что Рублев написал для собора одну из лучших своих икон - «Преображение», выдержанное в холодной серебристой гамме. По-видимому, к тому же времени относится и исполненный Рублевым памятник книжного искусства - «Евангелие Хитрово». Это название рукопись получила по имени боярина, которому она принадлежала в XVII веке. «Самая замечательная миниатюра «Евангелия Хитрово» - это изображение ангела в качестве символа евангелиста Матфея, - считает искусствовед М.В. Алпатов. - В этом светлом видении юношеской чистоты ярко проявилась неповторимость художественного дара Рублева. Снова, как в и коне «Преображение», мотив круга имеет определяющее композиционное значение. Мастер превосходно решил трудную задачу - он так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность».

Мастер превосходно решил трудную задачу - он так замкнул крылатого кудрявого юношу круглым обрамлением, что оно придает широко шагающей и парящей фигуре спокойствие и завершенность». Ученые предполагают, что такая драгоценная рукопись, как «Евангелие Хитрово», могла быть создана на средства великого князя или самого митрополита.
Во втором сообщении 1408 года говорится о том, что мастера Даниил Черный и Андрей Рублев отправлены расписывать Успенский собор во Владимире. Владимирский Успенский собор особо почитался в Древней Руси, и великие князья московские не переставали заботиться о его убранстве. Так произошло и в 1408 году, когда великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, повелел заменить новыми фресками утраченные части его росписей XII века.
Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублеву - фигуры трубящего ангела, апостола Петра, сцену Страшного суда. Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение.
Долгие годы исканий, которые проявились уже во фресках Успенского собора, нашли завершение в образах так называемого «Звенигородского чина». В них Рублев обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека. «Звенигородский чин» - это часть иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Время создания этого иконостаса точно не известно. Сейчас от росписей в соборах сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три. «Их создателем, - писал о звенигородских иконах Н.Э. Грабарь, первый исследователь драгоценной находки, - мог быть только Рублев, только он владел искусством подчинять единой гармонизирующей воле эти холодные розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористические задачи, бывшие под силу разве лишь венецианцам, да и то сто с лишком лет спустя после его смерти». Из всего монументального замысла Рублева сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла».
«Несмотря на то, что от «Спаса» дошли только лик и часть одежды, всякий испытывает силу воздействия его проницательного взгляда, - пишет И.А. Иванова. - Это произведение показывает нам, как представлял себе художник идеальный характер человека. Внешний и внутренний облик «Спаса» глубоко национален. Он полон энергии, внимания, благожелательности... Апостол Павел трактован художником как сосредоточенный философ-мыслитель. Широко и мягко очерчена его фигура. Полны сдержанного звучания серовато-сиреневые с голубым тона его одежд...
Совсем другой замысел лег в основу образа «Архангела Михаила». В нем Рублев воспел тихое, лирическое раздумье поэта. Мы забываем о том, что это ангел, то есть существо «бесплотное», «небесное», - так обаятельна в нем земная красота человека, переданная Рублевым»
Пока иконописцы работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов и деревень. Сгорел и Троицкий монастырь, настоятелем которого был игумен Никон. Он с большим рвением принялся за восстановление и украшение монастыря. На месте деревянного храма возводится в 1423-1424 годах белокаменный.
В середине двадцатых годов Даниил Черный и Андрей Рублев были приглашены Никоном расписать новый каменный собор Св. Троицы. Эти работы Рублева относятся к 1425-1427 годам. Рублев написал и главную икону монастыря - знаменитую «Троицу».
Вскоре после завершения работ в соборе Св. Троицы умер Даниил Черный. Он был похоронен в Троице-Сергиевом монастыре. Потеряв своего друга, Рублев вернулся в Андроников монастырь, где выполнил свою «конечную» работу. Если верить Епифанию Премудрому, Рублев принимал участие не только в росписи церкви Спаса, но и в ее построении.
Рублев скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 году, в год тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь причислила Андрея Рублева к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.