contrast version

 


 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №20 г. Орши»

 

 

 

 

 

Конспект факультативного занятия по развитию творческих способностей в 3 классе

 

 

 

 

Подготовила

Мачульская Р.Н.

учитель начальных классов

высшей категории

 

 

 

 

 

2011 г.

Тема: «Как запомнить словарные слова?»

Цель: умение учащихся использовать ассоциации для запоминания словарных слов.

Задачи: создать условия для:

- реализации межпредметных связей;

- развития творческого  воображения  учащихся;

-  обучения способам преодоления психологической инерции;

- осваивания приемов фантазирования и алгоритмов создания творческого продукта;

- развития коммуникативных и рефлексивных умений, умения вести диалог;

- формирования положительной мотивации к обучению.

Приложение

1.     Предметные картинки:береза, яблоко, картофель, магазин.

2.     Ассоциативные картинки.

3.     Картинки сказочных персонажей: Русалка, Снегурочка, Чипполино,Баба Яга.

4.     Определение ассоциации.

5.     Ассоциативные рисунки словарных слов.

6.     Рисунки для проведения рефлексии: корзина и чемодан.

 

Ход занятия

1.Организационно – мотивационный этап

Пропуск на сегодняшнее занятие получит тот, кто разгадает мои метафоры:     

Костер вечернего неба – закат.                                                                                  Домашний айсберг – холодильник.                                                                                

Слезы туч – дождь.                                                                                                             Комнатный ёж – кактус.                                                                                                            

 Кружево зимы – иней, узор.                                                                                           Балерины неба – снежинки.                                                                                          

Небесный сыр – луна.                                                                                                    Домашнее солнышко – лампочка.

2.Проверка домашнего задания (Д/з: сочинить метафоры, пользуясь алгоритмом: Что? На что похоже?               Где? )

3.Целеполагание

- На прошлом занятии мы учились сочинять метафоры, а сегодня я бы хотела предложить  вспомнить известные вам  секреты запоминания слов и открыть новые.

-Нужно ли вам это?  Зачем? Какие слова вам приходится запоминать?

4.Введение в тему. Создание проблемной ситуации.

- Давайте сначала проверим  вашу память. Я назову вам пары слов. Затем  снова буду называть первое слово из пары, а вы мне скажете второе.

  1 группа   2 группа  
         

Пол-тетрадь

вилка-небо

груша – нога

птица – поезд

         

пол-потолок

вилка-ложка

груша –яблоко

птица – небо

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Задание повторяется с 1 группой слов, затем со 2 гр.

(Далее идет обсуждение, почему во 2 случае слова запомнились легче. Можно «помочь» , сказав, что это потому, что они уже потренировались.)

Вывод (1 секрет): Легче запоминаются слова, связанные по смыслу

5.Работа по формированию приёмов запоминания.

5.1 Работа в группах: придумайте подходящую по смыслу пару к данным словам, а затем, глядя на свои слова, назовите мои.

1 группа                                2 группа

солнце                                  снег

мел                                        правило

библиотека                          столовая

Проверка работы

5.2- Вспомните слова, глядя на предметную картинку

(береза, яблоко,картофель, магазин)                                           (Приложение1)

- Что это за слова? Какой здесь кроется секрет ?

Вывод (2 секрет): легче запоминаются слова с опорой на     предметную картинку.

5.3. - А теперь запомните слова, глядя на картинку (отдых, здоровье,            чистота, магазин, зима, дорога)                                                 (Приложение 2)

- Почему такие слова запоминаются легко? (потому, что в работу      включается ассоциативная память)

Ассоциация (лат. Associatio — соединение) — в психологии — закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти.

-Проверим ваши ассоциации. Угадайте имя сказочного персонажа по ассоциативной картинке: хвост-Русалка, снежинка- Снегурочка, луковица-Чипполино, метла - Баба Яга.                                                      (Приложение 3)

ФИЗПАУЗА- А теперь попробуйте изобразить пантомиму на этих персонажей

5.4. Открытие метода ассоциативного запоминания слов -Чаще остальных вам приходится запоминать словарные слова. Помимо всех приемов, которые мы обычно используем на уроках, можно использовать метод ассоциативного запоминания слов.                               (Приложение 4)

 

Это легко:

• представь себе слово, которое нужно запомнить;

• выдели в нем наиболее сложный фрагмент;

• придумай образ слова;

• свяжи выделенный фрагмент с образом.

-И обязательно рисуй картинки слов! Используй всю свою фантазию. Картинки слов должны быть цветными. Рисуй как можно больше картинок слов, пользуясь нашими примерами. Помни, что это своего рода творчество. Используй свою фантазию и представляй красочный образ предмета, соответствующий обозначению выбранного тобой слова. Обязательно рисуй слова своими любимыми цветами.

(Рассматриваются ассоциативные рисунки словарных слов: корзина, горизонт,космонавт,горячий, гитара)                                           (Приложение 5)

5.5 Работа в группах: придумай ассоциативный рисунок словарного  слова корабль

Проверка работы.

Вывод (3  секрет): чтобы лучше запомнить словарные слова, используй ассоциации.

6.Домашнее задание: придумать ассоциативные рисунки к 4 группе словарных слов к следующему уроку русского языка.

7.Подведение итога, рефлексия (Используется метод:корзина, чемодан)

(Приложение 6)

 

 

 

 

 

Скачать урок + приложения