contrast version


Факультативное занятие подготовила учитель начальных классов

Государственного учреждения образования «Средняя школа №20 г. Орши» Самоцветова В.Б.

Тема:                                   Как запоминать словарные слова?

Цель: формирование представлений о том, что использование ассоциации

помогает лучше запоминать.

Задачи: формировать у учащихся представление о том, как важно человеку

иметь хорошее внимание и память, представление  о приемах

запоминания; содействовать развитию слуховой и зрительной памяти, вни-

мания, логического мышления, умению подбирать ассоциации к словам;

создать условия для улучшения работоспособности.

 

Оборудование: карточки с заданиями для работы в группах; оценочные листы; плакат с 10

словами для выполнения задания №2; демонстрационные таблицы

для выполнения заданий №3, №4; рисунки поросенка, собаки, моркови;

карточки  с изображением солнышка и тучки для проведения рефлексии

I.Организационный этап.

Прозвенел долгожданный звонок.

Он позвал всех на урок.

И мы время не теряем,

И работу начинаем.

Ребята, я рада вас видеть, ваши глаза, ваши улыбки, а самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и память.

II. Актуализация субъектного опыта учащихся.

-Что такое память.

Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у вас написано на карточке.

Работа в группах.

мять, па

ьтямап

ь, т, я, п, м, а

-Что же такое память?

(Ответы детей)

-Что вы хотите узнать на уроке?

-Для чего вам это нужно?

Каждый человек при рождении имеет совершенную память, но по мере взросления память у некоторых людей ухудшается. Это связано с тем, люди не занимаются ее тренировкой. О памяти нужно заботиться,  эта забота заключается в регулярной тренировке.

Память тесно связана с мышлением, поэтому она имеет большое значение в развитии человека, его умственных и творческих способностей.

Вы учитесь уже 3-ий год и, наверное, заметили, что кому- то легче запоминать какой – либо материал, кому – то сложнее.

Это зависит от чего?

( Ответы детей)

Тему занятия вы определите, если правильно составите из слов предложение.

Запоминать слова? Как словарные

( ответы детей)

Как запоминать словарные слова?

Сегодня на уроке мы будем знакомиться с условиями продуктивного запоминания.

III.Этап изучения нового материала

Сейчас я предлагаю вам  проверить свою память.

Работа на листочках.

Задание №1

Читаю 10 слов : лист, книга, дом, огонь, кольцо, камень, река, дверь, кепка, картон.

Необходимо записать слова, которые запомнили.

Результаты отмечают в оценочных листах.

7 баллов – 8-10 слов;

5 баллов – 5-7 слов;

3 балла – меньше 5 слов.

Задание №2

На доске плакат с 10 словами: крыса, чаща,  коса, море, сказка, камень, кора, сарай, звонок,  кустарник.

Затем плакат убирается, дети записывают слова, которые запомнили.

Результаты отмечают в оценочных листах.

7 баллов – 8-10 слов;

5 баллов – 5-7 слов;

3 балла – меньше 5 слов.

-Что мы проверяли, выполняя эти задания?

Какое испытание было самым сложным?

В каком случае было легче запоминать слова : воспринятые на слух или  зрительно?

( Ответы детей)

-Я заметила, что у каждого из вас виды памяти развиты неравномерно. У кого-то преобладает зрительная память –для того, чтобы легче было запомнить материал, таким ребятам необходимо его увидеть и прочитать. У других преобладает слуховая память, поэтому они лучше всего запоминают то, что услышали.

Задание №3

В течение 30 секунд демонстрируется таблица с числами:

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19

Записать числа, которые запомнили.

Результаты отмечают в оценочных листах.

7 баллов – 8-10 чисел;

5 баллов – 5-7чисел;

3 балла – меньше 5 чисел.

Задание №4

В течение 10 секунд предлагается рассмотреть таблицу, на которой представлен ряд из

математических знаков:

:  х  : -  +  - +  х  х  :

Записать их по памяти, сохраняя порядок следования.

Результаты отмечают в оценочных листах.

7 баллов – 7-10 знаков;

5 баллов – 5-6 знаков;

3 балла – меньше четырех знаков.

Общий результат:

Необходимо подсчитать общее количество баллов.

Ученики, у которых результаты до 20 баллов, должны знать, что их память необходимо усиленно тренировать. Однако не следует расстраиваться, т. к. существует много игр и упражнений для тренировки памяти.

Те ребята, у которых 21-28 баллов, не должны останавливаться на достигнутом. Человеческая память не знает границ, резервы ее огромны, и даже самые большие интеллектуалы используют возможности своей памяти только на 10 – 15%.

  1. 1. Тайна Мнемозины.

А сейчас я вам хочу раскрыть тайну Мнемозины. Для этого послушайте древний миф.

Жители Древней Греции верили, что жизнью на Земле управляют боги. Каждый их них за что- то отвечал. Например, Посейдон  был богом морей, Афродита – богиней красоты, Гелиос – богом Солнца, а Мнемозина была богиней памяти – одному человеку помогала что-то запомнить, другого заставляла что- то забыть. Греческое слово «мнеме» означает память. Отсюда и имя богини – Мнемозина. Царь всех богов Зевс очень любил Мнемозину, считал ее миссию исключительно важной. Девять дочерей, которые родились у Мнемозины, стали покровительницами наук и искусств.

Эта легенда имеет огромный смысл, потому что память действительно является основой всякой деятельности.

Проделки Мнемозины.

Я вам предлагаю вспомнить множественные проделки Мнемозины, описанные в известных вам литературных произведениях.

Например, в сказке « Али –Баба и 40 разбойников» родственник главного героя не смог выбраться из пещеры, т. К. забыл волшебные слова,  открывающие выход.

-Какие еще литературные произведения вы знаете, где герои пострадали от проделок Мнемозины?

( Ответы детей)

Конечно, описанные истории в сказках вымышленные, а мы живем в настоящей, реальной жизни. С нами также происходят различные случаи, в которых виной становится наше забывание. Приведите примеры.

( Ответы детей)

Вывод:

Не следует обвинять Мнемозину во всех своих ошибках, связанных с забыванием. Человек  - хозяин собственной памяти. Понимание особенностей своей памяти, знание ее сильных и слабых сторон является первым и очень важным шагом на пути к дружбе с Мнемозиной.

-Как вы понимаете поговорку « Потерял память – потерял себя»

( Ответы детей)

  1. 2. «Мое внимание»

Конечно, нельзя запомнить материал, даже имея хорошую память, если вы на уроке не внимательны.

Сейчас мы проверим насколько вы внимательны. Для этого ответьте на вопросы:

-Сколько окон в коридоре, где находится ваш класс?

-Сколько ступеней у крыльца школы?

-Сколько парт  в  классе?

Физкультминутка

«Запретная цифра»

Безусловно, внимание и память очень важны для человека, поэтому их необходимо развивать.

А теперь мне бы хотелось сказать, что память тесно связана с мышлением. Нельзя выучить , запомнить материал, сохранить его в своей памяти для дальнейшего использования, если ты его не понимаешь, не осознаешь. Поэтому, тренируя память, развивая внимание, необходимо также развивать и мышление. Для этого также существуют различные игры. В некоторые из них мы сейчас и поиграем.

3.« Мое мышление»

Называется эта игра « Найди общие признаки»

Предлагаю 2 случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков.

Например, озеро и ложка имеют углубление, в них может находиться вода, они могут быть большими и маленькими, они нужны для человека и т. д.

Как же запомнить написание трудных ( словарных) слов?

Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко, другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение этим приемом.

Существует несколько приемов  для быстрого запоминания словарных слов.

1 прием

Можно использовать прием создания ассоциаций для запоминания словарных слов.

Алгоритм

1.Записать словарное слово и поставить ударение.

Например: берёза

2.Подчеркнуть слог, который вызывает сомнение при написании.

Бе –рё –за.

3.Выделить отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

бЕ

  1. 3. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

( Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом по размеру, по цвету, по форме, материалу и т. д.)

Например, берёза – по цвету бЕлая

берёза – кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать ( по форме как буква Е).

Результат:

бЕрёза – бЕлая,  грЕбень.

 

IV.Закрепление изученного материала

Придумать ассоциации к словам.

К..рандаш  -  (грАнь, бумАга).

К..рман     -    (дырА).

К..рабль    -   (кОк, бОцман, вОлны).

Л..донь     -    (лАпа).

Ин..й         -     (снЕг, бЕлый).

Работа в группах.

Придумать ассоциативный образ для запоминания слов.

С..бака –

К..пуста –

Г..зета –

Проверка.

2 прием. Графический.

Для запоминания слова нужно нарисовать картинку, на которой изображено само запоминаемое слово и « сомнительная» буква.

Например, для того, чтобы запомнить, что в слове морковь пишется О, достаточно ее изобразить следующим образом.

Для того, чтобы запомнить, что в слове поросенок пишется две буквы О, достаточно нарисовать пятачок, а в пятачке две дырочки, отметив для себя, что в этом слове пишутся два О – пОрОсёнок.

Чтобы запомнить, что в слове собака пишется буква о, достаточно нарисовать собаку,

свернувшуюся в клубок, который напоминает букву о.

 

v.Подведение итогов.

Наше занятие завершается.

-Назовите тему занятия.

-Что вы узнали интересного для себя и что возьмете на вооружение?

-Чем будете пользоваться в своей жизни?

 

VI. Рефлексия

refleksia

 

 

-А как я чувствовала себя на уроке,  вы узнаете, когда отгадаете загадку, на что похожи буквы, из которых необходимо составить слово:

3 кольца, плюс с наклоном, расческа и флажок.

Это как?

ХОРОШО

-Спасибо за участие. За вашу активную работу.!