Факультативное занятие подготовила учитель начальных классов
Государственного учреждения образования «Средняя школа №20 г. Орши» Самоцветова В.Б.
Тема: Как запоминать словарные слова?
Цель: формирование представлений о том, что использование ассоциации
помогает лучше запоминать.
Задачи: формировать у учащихся представление о том, как важно человеку
иметь хорошее внимание и память, представление о приемах
запоминания; содействовать развитию слуховой и зрительной памяти, вни-
мания, логического мышления, умению подбирать ассоциации к словам;
создать условия для улучшения работоспособности.
Оборудование: карточки с заданиями для работы в группах; оценочные листы; плакат с 10
словами для выполнения задания №2; демонстрационные таблицы
для выполнения заданий №3, №4; рисунки поросенка, собаки, моркови;
карточки с изображением солнышка и тучки для проведения рефлексии
I.Организационный этап.
Прозвенел долгожданный звонок.
Он позвал всех на урок.
И мы время не теряем,
И работу начинаем.
Ребята, я рада вас видеть, ваши глаза, ваши улыбки, а самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и память.
II. Актуализация субъектного опыта учащихся.
-Что такое память.
Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у вас написано на карточке.
Работа в группах.
мять, па
ьтямап
ь, т, я, п, м, а
-Что же такое память?
(Ответы детей)
-Что вы хотите узнать на уроке?
-Для чего вам это нужно?
Каждый человек при рождении имеет совершенную память, но по мере взросления память у некоторых людей ухудшается. Это связано с тем, люди не занимаются ее тренировкой. О памяти нужно заботиться, эта забота заключается в регулярной тренировке.
Память тесно связана с мышлением, поэтому она имеет большое значение в развитии человека, его умственных и творческих способностей.
Вы учитесь уже 3-ий год и, наверное, заметили, что кому- то легче запоминать какой – либо материал, кому – то сложнее.
Это зависит от чего?
( Ответы детей)
Тему занятия вы определите, если правильно составите из слов предложение.
Запоминать слова? Как словарные
( ответы детей)
Как запоминать словарные слова?
Сегодня на уроке мы будем знакомиться с условиями продуктивного запоминания.
III.Этап изучения нового материала
Сейчас я предлагаю вам проверить свою память.
Работа на листочках.
Задание №1
Читаю 10 слов : лист, книга, дом, огонь, кольцо, камень, река, дверь, кепка, картон.
Необходимо записать слова, которые запомнили.
Результаты отмечают в оценочных листах.
7 баллов – 8-10 слов;
5 баллов – 5-7 слов;
3 балла – меньше 5 слов.
Задание №2
На доске плакат с 10 словами: крыса, чаща, коса, море, сказка, камень, кора, сарай, звонок, кустарник.
Затем плакат убирается, дети записывают слова, которые запомнили.
Результаты отмечают в оценочных листах.
7 баллов – 8-10 слов;
5 баллов – 5-7 слов;
3 балла – меньше 5 слов.
-Что мы проверяли, выполняя эти задания?
Какое испытание было самым сложным?
В каком случае было легче запоминать слова : воспринятые на слух или зрительно?
( Ответы детей)
-Я заметила, что у каждого из вас виды памяти развиты неравномерно. У кого-то преобладает зрительная память –для того, чтобы легче было запомнить материал, таким ребятам необходимо его увидеть и прочитать. У других преобладает слуховая память, поэтому они лучше всего запоминают то, что услышали.
Задание №3
В течение 30 секунд демонстрируется таблица с числами:
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19
Записать числа, которые запомнили.
Результаты отмечают в оценочных листах.
7 баллов – 8-10 чисел;
5 баллов – 5-7чисел;
3 балла – меньше 5 чисел.
Задание №4
В течение 10 секунд предлагается рассмотреть таблицу, на которой представлен ряд из
математических знаков:
: х : - + - + х х :
Записать их по памяти, сохраняя порядок следования.
Результаты отмечают в оценочных листах.
7 баллов – 7-10 знаков;
5 баллов – 5-6 знаков;
3 балла – меньше четырех знаков.
Общий результат:
Необходимо подсчитать общее количество баллов.
Ученики, у которых результаты до 20 баллов, должны знать, что их память необходимо усиленно тренировать. Однако не следует расстраиваться, т. к. существует много игр и упражнений для тренировки памяти.
Те ребята, у которых 21-28 баллов, не должны останавливаться на достигнутом. Человеческая память не знает границ, резервы ее огромны, и даже самые большие интеллектуалы используют возможности своей памяти только на 10 – 15%.
- 1. Тайна Мнемозины.
А сейчас я вам хочу раскрыть тайну Мнемозины. Для этого послушайте древний миф.
Жители Древней Греции верили, что жизнью на Земле управляют боги. Каждый их них за что- то отвечал. Например, Посейдон был богом морей, Афродита – богиней красоты, Гелиос – богом Солнца, а Мнемозина была богиней памяти – одному человеку помогала что-то запомнить, другого заставляла что- то забыть. Греческое слово «мнеме» означает память. Отсюда и имя богини – Мнемозина. Царь всех богов Зевс очень любил Мнемозину, считал ее миссию исключительно важной. Девять дочерей, которые родились у Мнемозины, стали покровительницами наук и искусств.
Эта легенда имеет огромный смысл, потому что память действительно является основой всякой деятельности.
Проделки Мнемозины.
Я вам предлагаю вспомнить множественные проделки Мнемозины, описанные в известных вам литературных произведениях.
Например, в сказке « Али –Баба и 40 разбойников» родственник главного героя не смог выбраться из пещеры, т. К. забыл волшебные слова, открывающие выход.
-Какие еще литературные произведения вы знаете, где герои пострадали от проделок Мнемозины?
( Ответы детей)
Конечно, описанные истории в сказках вымышленные, а мы живем в настоящей, реальной жизни. С нами также происходят различные случаи, в которых виной становится наше забывание. Приведите примеры.
( Ответы детей)
Вывод:
Не следует обвинять Мнемозину во всех своих ошибках, связанных с забыванием. Человек - хозяин собственной памяти. Понимание особенностей своей памяти, знание ее сильных и слабых сторон является первым и очень важным шагом на пути к дружбе с Мнемозиной.
-Как вы понимаете поговорку « Потерял память – потерял себя»
( Ответы детей)
- 2. «Мое внимание»
Конечно, нельзя запомнить материал, даже имея хорошую память, если вы на уроке не внимательны.
Сейчас мы проверим насколько вы внимательны. Для этого ответьте на вопросы:
-Сколько окон в коридоре, где находится ваш класс?
-Сколько ступеней у крыльца школы?
-Сколько парт в классе?
Физкультминутка
«Запретная цифра»
Безусловно, внимание и память очень важны для человека, поэтому их необходимо развивать.
А теперь мне бы хотелось сказать, что память тесно связана с мышлением. Нельзя выучить , запомнить материал, сохранить его в своей памяти для дальнейшего использования, если ты его не понимаешь, не осознаешь. Поэтому, тренируя память, развивая внимание, необходимо также развивать и мышление. Для этого также существуют различные игры. В некоторые из них мы сейчас и поиграем.
3.« Мое мышление»
Называется эта игра « Найди общие признаки»
Предлагаю 2 случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков.
Например, озеро и ложка имеют углубление, в них может находиться вода, они могут быть большими и маленькими, они нужны для человека и т. д.
Как же запомнить написание трудных ( словарных) слов?
Каждый человек хотел бы писать без ошибок. Одним это дается легко, другие вынуждены тратить уйму времени и сил на овладение этим приемом.
Существует несколько приемов для быстрого запоминания словарных слов.
1 прием
Можно использовать прием создания ассоциаций для запоминания словарных слов.
Алгоритм
1.Записать словарное слово и поставить ударение.
Например: берёза
2.Подчеркнуть слог, который вызывает сомнение при написании.
Бе –рё –за.
3.Выделить отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
бЕ
- 3. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
( Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом по размеру, по цвету, по форме, материалу и т. д.)
Например, берёза – по цвету бЕлая
берёза – кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать ( по форме как буква Е).
Результат:
бЕрёза – бЕлая, грЕбень.
IV.Закрепление изученного материала
Придумать ассоциации к словам.
К..рандаш - (грАнь, бумАга).
К..рман - (дырА).
К..рабль - (кОк, бОцман, вОлны).
Л..донь - (лАпа).
Ин..й - (снЕг, бЕлый).
Работа в группах.
Придумать ассоциативный образ для запоминания слов.
С..бака –
К..пуста –
Г..зета –
Проверка.
2 прием. Графический.
Для запоминания слова нужно нарисовать картинку, на которой изображено само запоминаемое слово и « сомнительная» буква.
Например, для того, чтобы запомнить, что в слове морковь пишется О, достаточно ее изобразить следующим образом.
Для того, чтобы запомнить, что в слове поросенок пишется две буквы О, достаточно нарисовать пятачок, а в пятачке две дырочки, отметив для себя, что в этом слове пишутся два О – пОрОсёнок.
Чтобы запомнить, что в слове собака пишется буква о, достаточно нарисовать собаку,
свернувшуюся в клубок, который напоминает букву о.
v.Подведение итогов.
Наше занятие завершается.
-Назовите тему занятия.
-Что вы узнали интересного для себя и что возьмете на вооружение?
-Чем будете пользоваться в своей жизни?
VI. Рефлексия
-А как я чувствовала себя на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку, на что похожи буквы, из которых необходимо составить слово:
3 кольца, плюс с наклоном, расческа и флажок.
Это как?
ХОРОШО
-Спасибо за участие. За вашу активную работу.!