contrast version

Предмет.  Введение в школьную жизнь

День пятнадцатый.

Тема. Целое и часть множества

Цель. Усвоение учащимися понятий «часть», «целое»

Задачи:

создать на уроке ситуацию  для закрепления понятий «часть», «целое», «высокий», «низкий», освоения алгоритма описания целого по его частям;

создать условия развитию логического мышления на основе освоения операции соотнесения понятий «целое» - «часть», развитию зрительного восприятия и произвольного внимания;

способствовать формированию культуры общения в процессе учебного взаимодействия.

Оборудование: учебное пособие стр. 46, цветные карандаши, иллюстрации к уроку, листок бумаги прямоугольной формы у каждого.

 

Ход урока

1.  Организационный этап. Сообщение темы урока.

 

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

Все, что нужно, под рукой.

 

На доске – иллюстрация к упражнению.

- Кто догадался, какой фигуры не хватает, сядьте. Почему именно такой?

Выслушиваются ответы детей.  (Взяли две одинаковые части, одну из них перевернули, соединили получился целый круг.)

- Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить на уроке? (о целом и его частях). Сегодня на уроке мы будем тренировать свое внимание, решать задачи на сообразительность, научимся делить целое на части.  Подумайте, а где вам может пригодиться умение делить целое на части и составлять из частей целое. (Собирать картинку из пазлов, домик из конструктора.) А еще это умение вам пригодится при решении  задач.

- Помогать нам сегодня будет Мудрый гном.

2. Формирование представлений о понятиях «целое», «часть».

Подведение под понятие.

- Мудрый гном хочет узнать, какие предметы легко делятся на части? (Выслушиваются варианты детей) Вспомните мультфильм «Мы делили апельсин…»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

- Кто был внимательный, на сколько частей разделили апельсин? (На 5)

- Легко ли делить апельсин? (Да, состоит из долек)

- Но можно любой предмет разделить на части, при этом не ломая, не разрезая – делать это мысленно.

Освоение алгоритма описания целого по его частям.

- Когда мы подробно описываем части предмета, рассказываем об их форме, цвете, размере , мы легко можем узнать этот предмет. Хотите проверить? Мудрый гном приготовил вам загадку. «У этого предмета есть большая красная крыша, белые стены, маленькие квадратные окошки, большая прямоугольная дверь, коричневая труба. Что это?»

- Правильно, это дом. Дом нашего гнома.

- Попробуйте и вы составить такие загадки о любых предметах, которые окружают вас в классе: книга,  парта и др.

Знак «Работа в паре»

Учащиеся предлагают свои варианты загадок. Пара учащихся описывает части предмета, а все остальные пытаются отгадать, о каком предмете идет речь.

Освоение приема выделения части целого.

Работа по учебному пособию «Введение в школьную жизнь» Стр. 46

Знак «Проблема»

- Какую проблему не могут решить Карандаш и Ручка?  (Назвать как можно больше частей дома и машины)

Организуется работа учащихся «цепочкой». Приветствуется, когда дети называют части, детали дома и машины, которых не видно на рисунке.

Отдельные части предлагается обвести простым карандашом по пунктиру. (Вспоминаем правила посадки, как держать карандаш)

Физкультминутка

Не только предметы, но и слова состоят из частей.

ДОМ + ИК

ДОМ + ИШКО

ДОМ + ИЩЕ

Дети, которые умеют читать помогают организовать работу со словами на доске. Получаются слова: домик, домишко, домище.

- Порадуем нашего Мудрого гнома песенкой: (Дети сопровождают слова движениями)

Жил-да был веселый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик,

Под кустом он сделал… (домик).

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

 

3. Развитие логического мышления на основе освоения операции соотнесения понятий «целое» - «часть»

Логическое упражнение «Узнай целое по части»

Учебное пособие, стр. 46. На рисунках изображены части целого: панцирь, стержень, клешня, стрелка. Учащиеся составляют пары, используя наклейки: панцирь – черепаха, стержень – ручка, клешня – рак или краб, стрелка – часы или компас.

Логическая задача

У нашего гномасегодня день рождения.  Праздничный торт он разделил поровну для медведя, зайца и цыпленка (картинки разные по размеру, самый большой медведь, средний заяц, маленький цыпленок).

У кого кусок больше? Кто не попал в «ловушку», части торта одинаковые.

 

Физкультминутка.

Игра «Руки – ноги»

Один хлопок – руки поднимаем вверх или опускаем вниз.

Два хлопка – приседаем или встаем.

 

4. Развитие зрительного восприятия.

- Назовите пары предметов, про кот орые можно сказать: «высокий – низкий». (Выслушиваются варианты детей). Например: дерево – высокое, гриб – низкий. А всегда ли про дерево можно сказать высокое?  (Если сравнить с многоэтажным домом, то низкое).  Вывод: понятие «высокий –низкий» только в паре предметов)

- А теперь будьте внимательны. Наш мудрый гном отправляется в гости к своему другу. В каком домике живет друг мудрого гнома, если известно, что это домик с самой высоко крышей. (Стр.46).

Обратите внимание на знак «Ловушка». Не попадитесь!

Ответ по хлопку.  (Даем возможность подумать всем). Ответ – домик № 1.

Раскрасьте домик с самой высокой крышей.

5. Рефлексивный анализ деятельности и результатов.

- Что же мы сейчас сравнивали: часть или целый домик? (Часть). Чему вы научились на уроке? (Делить целое на части)

- Давайте проверим, как научились. Возьмите листок бумаги. Попробуйте разделить его на две части, не разрывая и не разрезая его. (Сложить пополам). А теперь на четыре части. Молодцы! Справились с заданием.

- Оцените свою работу на уроке: если вы узнали что-то новое, активно работали – поднимите руки высоко вверх, если ничего не поняли, было скучно – опустите вниз.