contrast version

Урок подготовила: учитель начальных классов Государственного учреждения образования «Средняя школа № 20 г. Орши» Почтарёва О. В.

Площадь фигуры. Сантиметр квадратный – единица измерения площади

ТЕМА: Площадь фигуры. Сантиметр квадратный – единица измерения площади

ЦЕЛИ: создавать условия для:

- закрепления понятия площадь,

-формирования умения различать геометрические фигуры, сравнивать их площадь различными методами (на глаз, путём наложения, путём подсчёты квадратных единиц),

- формирования представлений о системе единиц измерения площади;

-  содействовать развитию вычислительных навыков, мыслительной деятельности, коммуникативных умений; воспитанию самостоятельности, активности, интереса к фактическому материалу о родном крае.

Оборудование:

  •  Карта Беларуси
  •  Набор геометрических фигур
  •  1 кв. см, 1 кв. дм  для демонстрации
  •  Несколько вырезанных кв. см для работы учащихся
  •  Распечатанные для каждого ученика таблицы длин рек, тесты на конец урока.

 

Ход урока

  1. Организационный этап

На доске размещены в ряд геометрические фигуры (квадрат, треугольник, четырёхугольник, ромб, трапеция, параллелограмм)

Задания для привлечения и концентрации внимания учащихся:

  •  Назвать фигуры: третья по счёту… предпоследняя… первая… четвёртая слева…. Третья справа…
  • (обратить внимание учащихся на трапецию и параллелограмм, назвать их, предложить повторить название)
  •  Когда я укажу на фигуру, которая отличается от остальных количеством углов, откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа (треугольник, прокомментировать)
  1. Актуализация знаний, умений и навыков
    1. - Выполним несколько устных заданий, что бы попрактиковаться в выполнении некоторых математических действий. Ответы нужно записать в строку. После чего мы проведём самопроверку.
  •  Наша страна находится в центре Европы (обращается внимание на карту Беларуси, размещённую на доске). Протяжённость с востока на запад – 650 км, с севера на юг – 560 км.(цифры и стороны света подписаны  возле карты) На сколько больше протяжённость с В на З, чем с С на Ю? (на 90 км)
  •  За сколько часов можно преодолеть путь с В на З, если двигаться со скоростью 10 км/ч? (65 ч)
  •  С какой скоростью нужно двигаться, что бы добраться с С на Ю за 8 часов? (70 км/ч)
  •  Территория Беларуси разделена на области. Их 6? А области разделены на … (районы). Их на 112 больше. Сколько районов в Беларуси? ( 118)
  •  Если количество городов в Беларуси увеличить вдвое, их станет 224. Сколько городов в нашей стране на данный момент? (112)

Самопроверка: на доске ответы – 90,65,70,118,112.

Самооценка: поставить на полях +     всё верно

+-    <3ошибок

-      >3ошибок

Беларусь – край голубых рек и озёр. Возьмите таблицу с информацией о протяжённости некоторых рек Беларуси и запишите…

Березина

613

Днепр

700

Друть

295

Западная Двина

328

Неман

459

Припять

500

Птичь

486

Свислочь

285

Сож

493

Щара

325

Ясельда

270

 

  • Самое большое из представленных чисел
  •  Наименьшее из всех чисел в таблице
  •  Число, в котором отсутствуют единицы 1разряда и пять единиц 3разряда
  •  Число, в котором 6 единиц 3 разряда
  •  Число, в котором число единиц 3 разряда в 2 раза меньше числа единиц 2 разряда

Самопроверка. Самооценка.

 

- Как вы думаете, в каких единицах длины выражена длина рек в вашей таблице? (км) Какие ещё единицы длины знаете? Могли бы мы не зная единиц измерения длины указать какова длина рек?

2) - Вернёмся к геометрическим фигурам. Можете ли вы сказать площадь какой фигуры больше, меньше? Как можно сравнить площади, что бы подтвердить ваши ответы? (на глаз сравниваем площади фигур явно отличных, подтверждаем, используя метод наложения)

- всегда ли точны эти методы? Можем ли мы достоверно сказать площадь какой фигуры больше и на сколько? Дают ли они точный ответ на эти вопросы, выраженный в цифрах? Почему? (мы измеряли площадь , но не использовали никаких единиц измерения) (можно провести параллель с длинами рек, которые выражены в конкретных цифрах, благодаря использованию конкретных единиц длины)

- Что вы должны будете узнать сегодня на уроке?

Чему будете учиться? (ещё один, более точный, способ измерения площади, с помощью единиц измерения площади; учиться измерять площадь с помощью единиц измерения площади)

Для чего могут понадобиться такие знания и умения?

3. Изучение нового материала

- Итак, мы пришли к выводу, что для того, что бы точно определить площадь фигуры, необходимо воспользоваться некой единицей измерения площади.

- На прошлом уроке мы подсчитывали площадь фигур с помощью деления фигуры на квадраты. Значит единица измерения площади – квадрат. (предлагаю 2 одинаковые фигуры, но разделённые на разное количество, разных по величине квадратов; считаем к-во квадратов, называем площадь в цифровом выражении)

- Возможно ли, что бы две абсолютно одинаковые фигуры имели разную площадь? Почему так вышло? Какой единицей мы должны воспользоваться? (Необходима единая для всех система единиц измерения площади)

- наименьшая единица измерения площади – 1 см. кв. (демонстрация)

- нарисуйте в тетради квадрат со стороной 1см. Подпишите, чему равна площадь – 1см.кв.

- что можно измерить с помощью этой единицы площади?

- а площадь парты удобно ли вычислить с помощью таких квадратов? (демонстрация кв.дм) что ещё можно измерить кв.дм?

- А площадь класса? (демонстрация кв. м)

- а какую единицу измерения площади используем для измерения площади Беларуси? (207 тыс. км.кв)

Физкультминутка:

Читаю текст. Если вы слышите единицу длины – встать на носочки, потянуться вверх, если единицу площади – присесть.

/Площадь Беларуси 207 тыс.км.кв. Самая длинная граница у нашей страны с Россией – почти 1000км. Беларусь славится своими природными заповедниками, один из них занимает 153 тыс.км.кв., это Беловежская Пушча, который находится в 60км от Бреста. А ещё в Беларуси есть красивейшее озеро Нарочь с береговой линией 41 км, глубиной 25м, его водные просторы занимают 80км. кв./

 

4. Закрепление изученного материала

  •  Стр.24 (учебник «Математика. 4» Чеботаревская Т. М., Столяр А. А. , Дрозд В. Л.)

Выбрать задания, которые могут помочь нам научиться находить площадь фигуры с помощью см.кв. (№1, №2)

№2 – предположите больше или меньше вторая фигура, проверим. коллективно (сколько целых см.кв, сколько половин, сколько целых можно составить из такого к-ва половин)верно ли было наше предположение?

№1 на сколько площадь 1фигуры больше площади 2

(работа в парах)объединим усилия, что бы быстрее справиться с заданием: 1-определяет площадь 1фигуры, 2-площадь 2-ой фигуры, вместе – определяете разницу.

*(вариант повышенной сложности) воспользоваться математическим действием для определения площади, записать выражение (6*2=12см.кв)

Проверка №1, объяснения задания*(2ряда по 6см. кв. в каждом).

 

5. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными знаниями, умениями

  •  - на партах нарезанные см.кв. Возьмите 4 см.кв. каждый. (работа в группах)
  • Соберите фигуры, отличные друг от друга. Какова площадь каждой из них? Общая площадь?
  •  Решение задачи
  • Брат и сестра собирали мозаику из деталей 1см.кв. Длина получившейся картины 20см. ширина составляет ½ часть длины. Сколько см деревянной рейки понадобиться папе, что бы сделать рамку для этой картины?
  • (коллективный анализ, решение задачи)
  1. (упрощённый вариант – индивидуальное задание на карточке:

Длина прямоугольника 20см, ширина 10 см. Найти периметр)

*(вариант повышенной сложности – Определить площадь мозаики. На сколько квадратных сантиметров увеличится площадь мозаики, если её периметр увеличить на 12 см?)

- выразите длину рамки в дм. Это длина или площадь? Из скольких деталей состояла мозаика? (10 рядов по 20 деталей 1см.кв = 200см.кв) Какова площадь мозаики? (* показать математическое действие)

 

6. Подведение итогов и результатов урока. Рефлексия

Тест

1.Наименьшая единица площади

А)1см.кв    Б)см    В)мм   Г)м.кв

Крышку шкатулки оклеили 68 цветными

квадратами величиной 1см. кв.

Какова площадь крышки шкатулки ?

А) 68см.кв   Б)68см  В)680см.кв.  Г)68м

3. Укажи площадь прямоугольника, если

1квадрат = 1см.кв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка и самооценка : Ключ  -  АА12см.кв

 

-Какие цели ставили перед собой?

- Достигли ли их?

- Что удалось?

- Какие сложности возникли?

- Оцените свою работу (обозначения на полях)

- Над чем ещё необходимо работать? и т.д.

Задание на дом

учебник «Математика. 4» Чеботаревская Т. М., Столяр А. А. , Дрозд В. Л.

Стр. 25 № 10, № 11 (1 ст)

 

Урок подготовила: учитель начальных классов

Государственного учреждения образования

«Средняя школа № 20 г. Орши»

Почтарёва О. В.