contrast version

 

 

Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома

Учреждению образования «Академия последипломного образования»

Учреждению образования «Республиканский институт профессионального образования»

Научно-методическому учреждению «Национальный институт образования»

18 марта 2003 г. М 12-5/60

Министерство образования Республики Беларусь направляет для руководства в работе Методические рекомендации по плани­рованию воспитательной работы в классе и ее учету в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, и просит довести рекомендации до сведения педагогических коллективов, областных институтов и Минского городского института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специа­листов образования и организовать методическую учебу классных руководителей по данному направлению.

Заместитель Министра Т. Н. КОВАЛЕВА

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ И ЕЕ УЧЕТ

У педагога сегодня разносторонний спектр функций, главная из кото­рых - воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о содержательной деятельности классного руководителя.

Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитатель­ную работу в классном коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды дея­тельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности, раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Классный руководитель определяет конкретную цель и стратеги­ческие задачи своей деятельности. Необходимость конкретизации страте­гических задач приводит классного руководителя к необходимости плани­рования воспитательной работы.

Планирование воспитательной работы в классе представляет собой совместную деятельность классного руководителя, детей и взрослых, в ходе которой определяются цели, содержание и формы организации воспита­тельного процесса.

Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо последователь­но выполнить действия по следующему алгоритму:

1. Педагогический анализ состояния и результатов воспитательной работы в классе за прошедший учебный год.

2. Определение классным руководителем модели плана воспитатель­ной работы на следующий учебный год.

3. Моделирование классным руководителем образа учащегося, жиз­недеятельности класса.

4. Коллективное планирование жизнедеятельности класса.

5. Уточнение, конкретизация целевого, содержательного, организацион­ного и оценочно-диагностического компонентов воспитательной деятельно­сти, оформление плана воспитательной работы.

При планировании работы классному руководителю важно соблюсти принцип оптимальности: 1) найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию; 2) избрать оптимальный вариант формы и структуры плана воспитательной работы, чтобы он был удобен для использования.

Соблюдение принципа диалога между участни­ками планирования воспитательной работы обеспечит правильное опреде­ление наиболее полного спектра возможных путей и способов организации жизнедеятельности детей.

Классному руководителю важно использовать существующие следую­щие подходы к планированию:

целенаправленность плана;

учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классе, норм в коллективе;

преемственность, систематичность, последовательность дел;

реальность;

разнообразие форм и методов;

творческий характер планирования.

План воспитательной работы классного руководителя может состоять из шести разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе,

Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год позволяет наметить целевые ориентиры, определить приоритетные направления вос­питательной деятельности на следующий учебный год. Классный руково­дитель вправе анализировать результаты воспитательного процесса в соот­ветствии со своей авторской концепцией. Программа анализа, приведенная ниже, рекомендуется прежде всего начинающему классному руководителю.

Примерная программа анализа воспитательной работы в классе, пред­ложенная   Е.Степановым.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитатель­ной работы в классе в прошедшем году.

Результаты решения воспитательных задач прошедшего года, целесооб­разность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при пла­нировании.

Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и мето­дов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащих­ся в деятельность и общение.

2. Анализ развития учащихся класса.

Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуаль­ное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).

Развитость познавательных интересов и творческих способностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности.

Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно сравнить с результатами предыдущих лет).

Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т. д.).

Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспи­танием.

Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие куль­туры общения, правовой культуры, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).

Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.

Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспита­ния и коррекции поведения этих учащихся; прогноз дальнейшей социа­лизации этих учеников).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социу­мом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?

Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отно­шения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т. д.

Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?

Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, творческих (эмоциональных, интел­лектуальных, физических, организаторских и т. д.) дарований и способ­ностей?

Какую роль в социальном развитии школьников играет классное со­общество?

4. Анализ развития коллектива класса:

Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Осо­бенности нравственно психологического климата в классе: характер взаи­моотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т. д.); преоб­ладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.

Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уро­вень развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой деятельности в нем, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной дея­тельности.

Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).

Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуаль­ные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на об­щественное мнение класса?

5. Анализ организации и эффективности воспитательной работы в классе:

Что из содержания воспитательных мероприятий было принято уча­щимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

Насколько удачной оказалась последовательность классных меро­приятий в прошедшем учебном году?

Какая деятельность положительно влияла на формирование сознатель­ной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствова­ли сплочению классного коллектива?

Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?

6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы:

Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность шко­лы, активность и результативность (для развития личности и для обеспече­ния жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.

Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организатор­ской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие лич­ности учащихся.

7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся клас­са и с родительским активом:

Частота и характер контактов с семьями учащихся. Изменение отношения родителей к школе за учебный год. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содер­жанию и организации педагогического процесса, в планировании и орга­низации классных дел и мероприятий).

Результативность педагогического просвещения родителей и инфор­мирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого). Результативность организации родительских собраний в классе. Эффективность индивидуальной работы с родителями. Особенности взаимодействия с родительским активом (родительским комитетом школы, советом родителей класса).

Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях уча­щихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого вни­мания педагогов школы.

8. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса:

С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и пред­ставителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значи­тельное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?

В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимо­действие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?

Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наибо­лее эффективными?

9. Выводы:

об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;

об отрицательных моментах а организации жизни класса и воспита­нии учащихся;

о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;

о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.

10. Приложение к анализу воспитательной работы может содержать следующее:

Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.  д. за прошедший год.

Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций или отдельных периодов жизни классного коллектива.

Другие аналитические материалы.

Что касается целей воспитания на уровне классного сообщества, их определяют, отдавая предпочтение тому или иному средству воспитания или создавая комплексную программу воспитания. Наиболее предпочти­тельными могут стать:

Включение детей в различного рода творческую деятельность.

Формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.

Приобщение детей к сохранению природы и исторических памят­ников; к традициям и народным ремеслам.

Включение школьников в современные формы хозяйствования.  Организация культурно-досуговой деятельности и др.

В плане работы классного руководителя наряду с целями формули­руются задачи, которые можно рассматривать как подцели, которые позво­ляют достичь поставленной цели.

Основными задачами в деятельности педагога могут быть следующие:

Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно зна­чимой деятельности детей в классе.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитан­ников.

Создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.

Создание условий для успешного самоутверждения каждого воспитан­ника в формах общественно полезной деятельности и общественно прием­лемого поведения, обретения каждым необходимого социального статуса в среде сверстников.

Создание условий и оказание помощи в поисках и обретении ценно­стей, смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после ее окончания.

Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение их способам делать правильный выбор, принимать решения; обучение прие­мам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

Классный руководитель определяет цели и задачи с учетом целевых установок школы, параллели классов, мнения учащихся и их родителей, исходя из особенностей класса, специфики его жизнедеятельности.

Основные направления воспитательной деятельности классного коллектива необходимо определять, опираясь на Концепцию воспитания детей  и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программу воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Классный руководитель должен руководствоваться в своей деятельности Методическими рекомен­дациями Министерства образования Республики Беларусь по организа­ции воспитательной работы на учебный год. В планировании жизнедея­тельности класса должны быть задействованы как минимум три стороны:

дети, педагоги, родители на основе добровольного согласия. Важно участие в планировании и других людей, которые интересны учащимся.

Если классный руководитель строит свою воспитательную работу на основе системно-ролевого подхода, то в плане могут быть такие разделы (В. Т. Кабуш): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и мое Я». В основу планирования можно положить целевые программы (О. С. Газман): «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье» или общечеловеческие ценности (В. А. Караковский): земля, Отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Приоритетными на­правлениями в современной школе Дереклеева Н. И. называет следую­щие: «Здоровье». «Взаимодействие», «Нравственность», «Интеллект», «До­суг», «Семья».

При планировании воспитательной работы с учащимися классному руководителю необходимо учитывать следующее:

Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный

возраст учащихся.

Каждое планируемое мероприятие должно решать определенные задачи.

Начинающий классный руководитель должен внимательно изучить систему мероприятий класса в предыдущие годы,

В планировании отвести важное место традиционным мероприятиям школы и класса.

Внеклассные мероприятия должны быть разнообразными по форме, по содержанию, интересными и развивающими.

Планирование должно учитывать даты, традиции, связанные с исто­рией страны, города, села, района, самой школы и т. д.

При выборе форм и способов работы классный руководитель должен отдавать предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися.и их родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности

в классе.

Важно правильно определить сроки осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение.

Для получения большей результативности воспитательной работы с учащимися и родителями можно предложить им ответить на ряд вопро­сов с целью изучения их отношения к делам класса. Целесообразно про­водить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда под­водятся итоги школьного года, определяются задачи будущей деятель­ности класса и классного руководителя. Можно, например, предложить учащимся вспомнить все дола класса, в которых они участвовали, а затем попросить определить из этого списка классных дел: а) самые интересные;

б) самые значимые для ученика; в) самые скучные; г) самые полезные.  Полученная информация даст возможность классному руководителю заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы.

Остановимся на таких важных воспитательных мероприятиях, как  классный час и информационный час.

Классный час — это воспитательное мероприятие, специфика которого в том, что он есть форма прямого общения классного руководителя со свои­ми воспитанниками. Но это не урок. Это разговор «по душам» и уточнение ценностей, это совместное переживание случившегося, это полезная инфор­мация, которую нельзя получить на уроках, это сбор коллектива для выра­ботки плана участия класса в общешкольном мероприятии, это психоло­гический тренинг по каким-либо проблемам общения и т. д. Классные часы можно систематизировать следующим образом;

классный час — организованный как способ коллективного планиро­вания дела;

классный час — как разрешение возможного конфликта;

классный час — плановый, для подведения итогов, например успевае­мости за четверть;

классный час — как беседа по психолого-педагогическим проблемам

учащихся;

система классных часов для реализации определенной образователь­ной программы («Познай себя», «Общение и этикет», «Права гражданина и человека», «Основы семейного мира», «Азы рыночной экономики» и др.).

Одной из форм воспитательной работы с классом является информационный час по формированию у учащихся политической культуры и коммуникативных умений, собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего города, района. Информационный час помогает учащимся применить полученные на уро­ках знания, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Информационный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские умения. Главное назначение информационного часа в современной школе — усиление идейной направ­ленности воспитательной работы с учащимися.

Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.

Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими со­бытиями в своей стране, в мире, и в городе.

Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблема­ми сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов.

Классный руководитель при подготовке информационного часа должен знать:

Информационный час должен быть актуальным и информация, кото­рую обсуждают ребята, должна быть своевременной.

Информационный час должен быть мобильным. Информация, которую подготовили классный руководитель и учащиеся, должна быть интересной и ненавязчивой.

Информация, которую предлагают дети и классный руководитель, должна быть оперативной и неизвестной всем в классе. Если педагог хочет заранее знать, что приготовили учащиеся, с чем они хотят выступать, он может заранее побеседовать с учащимися один на один.

Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы).

Основными формами работы во время информационного часа могут стать:

газетные сообщения; пересказ событий в мире и стране с использовани­ем цитат из текстов газет и журналов;

работа со словарем и справочной литературой;

работа с политической картой мира и глобусом;

комментированное чтение газетных и журнальных материалов; форму­лирование проблемных вопросов и поиск ответов на них; просмотр и обсуждение, телематериалов.

Формами проведения информационных часов могут быть:

викторина (обзорная и тематическая); информационный ринг;

конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов; пресс-конференция:

встречи с интересными людьми и редакционными коллегиями;

праздники газет и журналов; вечера вопросов и ответов;

дискуссии;

путешествие во времени (история создания газет и журналов);

рекламная акция.

Индивидуальная работа с учащимися — работа по развитию индиви­дуальности, которая предусматривает изучение классным руководителем личности школьника и пути ее преобразования, педагогического воздейст­вия на личность школьника в целях корректировки влияний на школьника и коллектив при взаимодействии с педагогами, родителями, специали­стами. Индивидуальная работа осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка. Опора на положительное — главный принцип в индивидуальной работе с учащимися. Вовлечение воспитанника в про­цесс совершения морально-ценных поступков способствует усилению поло­жительных тенденций и безболезненному вытеснению отрицательных. Эта работа предполагает включение воспитанников в коллективную, творче­скую общественно полезную деятельность.

Программа действий классного руководителя по реализации индиви­дуального подхода к воспитаннику может быть представлена следующими этапами:

1. Изучение личности ребенка, выявление причин отклонений в по­ведении подростка.

2. Выбор методов и форм нравственной переориентации личности вос­питанника, разработка программы деятельности по реализации индиви­дуального подхода.

3. Работа с воспитанником по разработанной программе.

Изучение личности учащегося проводится с помощью ряда методик;

наблюдения, анкетирования, беседы, интервью, обобщения независимых характеристик, изучения и анализа школьной документации, анализа поступков и деятельности в различных ситуациях, видах деятельности.

Наиболее эффективными направлениями и видами индивидуальной работы классного руководителя и с целью коррекции поведения школь­ников являются:

Изучение индивидуальных способностей учащихся, специфики усло­вий и процесса их развития.

Оказание помощи в организации положительных связей в школе и

вне ее.

Помощь в налаживании взаимоотношений в семье подростка. Привлечение учащегося к общественной работе, в кружки познаватель­ного характера, к занятиям в спортивных секциях, в различных видах общественного труда и т. д.

Направление на обследование, лечение (с согласия родителей). Тактичный контроль за соблюдением режима, выполнением требова­ний педагогов, общественных заданий.

Поручение нужных для коллектива дел с постепенным их усложнением. Постепенное приобщение учащихся к роли организатора в обществен­ной работе.

Оказание при необходимости помощи подростку в учебной работе. Нейтрализация отрицательного влияния ровесников или взрослых на подростка, разрушение нежелательных связей.

Установление межличностных контактов с каждым ребёнком. Создание условий для развития личности учащегося. Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим за­труднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с

учителями, другими членами школьного сообщества, выполнении норм поведе­ния в школе и вне ее.

Взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психо­логическими и другими службами с целью проектирования развития уча­щихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном, физи­ческом развитии их личности.

Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопре­делению, саморазвитию.

Диагностика результатов обучения, воспитания, развития каждого уча­щегося, учет их личностных достижений.

Классными руководителями могут использоваться различные формы и способы индивидуальной работы: приемы и методы диагностики, изуче­ние материалов медицинского и психологического обследования школь­ника, создание индивидуальных карт, характеристик воспитанников, оформ­ление карты увлечений и интересов, ведение дневника достижений уча­щихся, индивидуальные консультации и беседы, педконсилиум, кружок «Познай себя», разработка и осуществление плана коррекционной работы.

Для того чтобы классному руководителю спланировать работу с отдель­ными группами учащихся, необходимо объединение некоторых учащихся класса в группы по определенным критериям. Например, пассивных, не желающих принимать участия в общественной жизни учащихся, классный руководитель должен привлекать к жизни коллектива, найти им дело по душе. Формирование активной жизненной позиции классный руково­дитель будет осуществлять через постоянную поддержку и поощрение, выполнение посильных поручений.

Одной из задач классного руководителя является координация сов­местных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, созданию единой воспитательной среды. Основными направлениями в работе с роди­телями следует считать:

педагогическое просвещение родителей;

коррекцию семейного воспитания;

совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспита­нию детей;

защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в мик­рорайоне. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:

организацию секций, кружков, клубов, студий;

совместные творческие дела;

помощь в укреплении материально-технической базы;

работу органов самоуправления;

шефство над неблагополучными семьями, подростками.

В работе с родителями классным руководителем могут использовать­ся разнообразные формы:

массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конферен­ции, практикумы, обмены опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, трудовые дела и др.);

групповые (родительский комитет, совет класса, клуб общения, тренинг ро­дительского взаимодействия, консультация, практические занятия, беседа и др.);

индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).

Дифференцированный подход в работе классным руководителем строит­ся на группировке семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, актив­ного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предпола­гает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в засе­даниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребен­ку. Тем не менее, энтузиасты всегда находятся. Часто это — спортсмены, тренеры, которые организуют какие-либо спортивные секции или прово­дят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры. Кружки могут работать и вне школы. Мамы могут возглавить кружки и клубы, например, такие, как  «Хозяюшка», «Рукодельница», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитатель­ный эффект. Например, возможно проведение вечера-встречи «Увлечения нашей семьи», «Свободное время — для души с пользой» и т, д., на кото­рых демонстрируются какие-то поделки, сувениры, коллекции — все то, чем увлекается семья в свободное время.

Неоценимая помощь родителей в укреплении материально-техниче­ской базы школы, в организации родительского патруля во время проведе­ния дискотек, вечеров.

Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их и школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не вхо­дят в педагогический коллектив, но не менее педагогов заинтересованы в успешной работе школы. Родители — социальные заказчики школы, по­этому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Родители могут создавать свои органы самоуправ­ления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Это, например, родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие органы. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных роди­телей является классный родительский комитет. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, готовит и проводит совместную работу по воспитанию детей класса, анали­зирует, подводит итоги работы школы и семьи.

Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе позволяет классному руководителю па основе анализа информации о развитии личности учащихся, формировании коллектива класса, состоя­нии и результатах воспитательного процесса определять целесообразность педагогической деятельности.

Таким образом, объектами исследования состояния и эффективности воспитательной работы в классе могут быть избраны:

а) воспитанность учащихся;

б) сформированность классного коллектива:

в) удовлетворенность жизнедеятельностью в классе у учащихся и их родителей.

В данной работе классному руководителю следует воспользоваться диагностическими разработками ученых.

Эффективность воспитательной работы определяют:

уровень организации классного коллектива как в учебной, так и во внеучебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслу­живания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);

уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в фа­культативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учеб­ных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллек­туальных марафонах и т. п.);

разнообразная и интересная для учеников внеучебная жизнь класса:

походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;

постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый уме­нием классного руководителя изучить уровень воспитанности школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и само­образованием;

уровень развития классного коллектива (его сплоченность: поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотноше­ния, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его орга­низованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллек­тиве; активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);

степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);

контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспи­тательном процессе;

глубина и серьезность работы с учащимися, требующими особого педа­гогического внимания, оказания им поддержки на основе сугубо индиви­дуального подхода к каждому из них;

комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и в школе.

В арсенале современного педагога богатые и разнообразные методики научного исследования — педагогические, психологические, социологиче­ские и др. Они стали доступны педагогу и с введением в школу психоло­гической службы. Классный руководитель должен выбрать те или иные методики в зависимости от цели изучения учащихся, классного кол­лектива, хода и результативности воспитательного процесса, группируя их по своему усмотрению, превращая их в методы воспитательного воздействия.

В изучении классного коллектива классному руководителю также помогут школьные документы: классный журнал, медицинские карты уча­щихся, личные дела, сведения у школьного психолога, социального педагога.

Для оформления разделов плана необходимо избрать наиболее рацио­нальный вариант формы структуры плана. Например, раздел плана «Изу­чение состояния и эффективности воспитательной работы в классе» можно оформить в виде таблицы, отразив предмет изучения, методы и приемы изучения, сроки изучения, субъект изучения.

. Школа в субботний день недели должна стать «школой выбора» для психологической, физической, эмоциональной разгрузки учащихся.

Этот день является днем для деятельности учащихся по различным направлениям:

мероприятия оздоровительно-физкультурной направленности;

с учетом системы, традиций, возможностей школы;

с учетом календаря праздников, знаменательных дней, традиционных дней, акций, обрядов белорусского народа;

кружки, секции, клубы, органы самоуправления, детские и молодежные организации;

«трудовая школа»;

«открытая социальная система» и т. д.

При организации шестого школьного дня недели необходимо руко­водствоваться Методическими рекомендациями Министерства образова­ния Республики Беларусь по организационно-содержательному наполнению шестого школьного дня недели. Планируя работу с учащимися и их  родителями на субботние дни, важно учесть пожелания детей и роди­телей; общешкольные дела; планирование дел по параллелям; классные мероприятия; групповые (кружки, секции, объединения по интересам, театр, органы самоуправления, творческие группы по подготовке КТД и т. п.); детские организации и союзы; индивидуальную работу; работу специалистов школ, служб; работу внешкольных учреждений воспитания и обучения. При этом использовать для работы спортзалы, компьютерные классы, кафе, спортивные площадки, мастерские, комнату отдыха (для детей начальной школы), библиотеку и т. д.

В перспективный план воспитательной работы наряду с указанными выше разделами могут быть включены и другие разделы. Каждый клас­сный руководитель вправе избрать свой вариант планирования. На основе перспективного плана работы на учебный год классный  руководитель составляет план работы на четверть, месяц с указанием конкретных дат и времени проведения планируемых дел, организаторов проводимых меро­приятий.

Организационно-воспитательная работа с учащимися должна планиро­ваться и проводиться за пределами учебных занятий. Классные и информационные часы должны проводиться классным руководителем в соот­ветствии с расписанием или дополнительным графиком их проведения. Рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитан­никам в течение недели в соответствии с тарификацией, должно отражать­ся еженедельно в классном журнале на соответствующей странице. Приведем образец страницы в классном журнале на 2003/2004 учебный год для учета организационно-воспитательной работы:

Учет организационно-воспитательной работы

Дата проведения

 

Содержание работы

 

Количество часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель должен записывать в журнал наиболее значи­мые воспитательные мероприятия и другие виды организационно-воспита­тельной деятельности. При этом их продолжительность и соответствую­щая запись не ограничиваются одним академическим часом. Воспита­тельная работа, которая выходит за рамки установленного объема часов по тарификации, может фиксироваться в дневнике классного руководи­теля, или вестись в других формах учета, принятых в данном учреждении.

Главное управление социальной и воспитательной работы Министерства        образования Республики Беларусь

Управление, социальной и. воспитательной работы Учреждения образования

«Академия последипломного образования»

Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Мн., 2001. "                .

2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Мн., 1999.

3. Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в совре­менной школе: Учеб. пособие. Ярославль,1998.

4. Байкова Л. А., Гребенкина. Л. К. и др. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие. Рязань, 1993.

5. Богуславская И. Деятельность классного руководителя в современ­ной школе // Народное образование. М., 1999. № 6. С. 99—102.

6. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие. М., 1984.

7. Воронов В. Как составить план работы // Воспитание школьников. М.', 1999, № 4. С. 23—28.

8. Воспитательная система класса  / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков, 1998,

9. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е. Н. Сте­панова. М„ 2002.        . -                        .    .

10, Вулъфов Б., 3„ Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятель­ности. М., 1983.

11. Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя); Метод. рекомендации. М., 1992.

1. Гордин Л. К. Организация классного коллектива. М., 1984.:

2. Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. Мн., 2000.

3. Гуткина Л. Д. Настольная книга классного руководителя //Класс­ный руководитель. М., 1999. № 3. С. 17—29.

4. Диагностические основы воспитательных технологий / Сост. В. В. Аб­рамов. Витебск, 2000.

5. Иванов Г„ Лямзина Л. Воспитательная работа на основе системно-ролевой модели // Народное образование. 1999. .N" 6. С. 103—106.

6. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.,

1989.                                                           ;

7. Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных уч­реждениях. Ярославль, 1995.

8. Кабуш В. Т. Гуманистическое воспитание. Мн., 1998.

9. Кабуш В. Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Мн., 2000,

10. Караковский В.А.. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.

11. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценно­сти — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

12. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е. Н. Степанова. М., 2000.

13. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Мн,, 1998.

14. Личность и воспитательной системе школы / Под ред. А. В. Гаврилина и Л. И. Новиковой. Владимир, 1993.

15. Личность: Программно-методические рекомендации по подготовке учащихся к самовоспитанию / Сост. Е. Г. Тесова, В. Т. Кабуш. Мн., 1995.

16. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М., 1999.

17. Маленкова Л. И. Классный руководитель: Содержание деятель­ности // Народное образование. 1999. № 7—8. С, 247—249.

18. Певруиита Л. В. План воспитательной работы классного руководи­теля // Классный руководитель. 1999. № 3. С. 41—49.

19. Планирование и организация воспитательной работы в классе: Ме­тод. пособие / Сост. В. П. Минин. Мурманск, 19'93.

20. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996

21. Праблемы выхавання. Мн., 2002. № 3

22. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. М.,

2002.                                                -'      .     ,

23. Советы педагогу-воспитателю; Учеб.-метод, пособие / Сост. Л. А.Бай-

кова и др. Рязань, 1995.

24. Соколинская Г. К. Планирование воспитательной работы в началь­ных классах // Классный руководитель. М., 1998. № 5, С. 23—28.

25. Смагина Л. И. Права ребенка. Мн., 2001.

26. Справочник заместителя директора школы по воспитательной ра­боте / Авт.-сост. Л, А. Байкова и др. М., 1999.

27. Станчиц М.А. «Мастерская милосердия» (опыт организации бла­готворительной деятельности школьников). Мн., 2000.

28. Шилина 3. М. Классный руководитель: искусство воспитания. М,,

1997.

29. Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

30. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999-

Приложение 1

к Методическим рекомендациям

«Планирование воспитательной

работы в классе»

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ УЧЕТУ В КЛАССНОМ ЖУРНАЛЕ

1. Индивидуальная и групповая воспитательная работа с учащимися и их родителями;

изучение личности каждого учащегося и коллектива класса, группы;

проведение индивидуальных бесед с учащимися;

проведение классных пли воспитательных часов;

проведение собраний по текущей и итоговой успеваемости и поведению;

проведение информационных часов;

изучение условий проживания в семье;

проведение родительских собраний;

организация и проведение мероприятий по родительскому всеобучу;

организация выпуска газеты класса или группы, передач по радио и телевидению учебного заведения;

проведение мониторинга уровня воспитанности учащихся;

планирование работы классного руководителя.

2. Организация культурно-массовой работы с учащимися;

организация и проведение экскурсий в учреждения культуры (музеи, выставки и т. д.);

организация и проведение культпоходов в театры, кино, на концерты, футбол и т. д.;

организация и проведение туристических походов и поездок;

участие в шествиях, манифестациях и демонстрациях, санкциониро­ванных и поддерживаемых органами исполнительной и распорядительной власти;

организация и проведение дискотек, тематических вечеров, встреч с известными и знаменитыми людьми;

проведение тематических викторин, огоньков, диспутов, круглых столов и др.;

участие в подготовке и проведении культурно-массовых мероприятий учебного заведения: фестивалей, конкурсов, смотров, спартакиад, праздников, акций и пр.;

организация и проведение мероприятий по развитию технического и художественного творчества учащихся.

3. Организация общественно полезной деятельности учащихся:

организация и проведение санитарной уборки класса, учебного кабинета; (НЕ ПИСАТЬ УБОРКА!! Рейд, акция)

организация и проведение субботников по озеленению и уборке терри­тории, прилегающей к зданию школы;

организация посадки и уход за зелеными насаждениями на террито­рии, прилегающей к зданию школы.