contrast version
ЗАИКАЮЩИЕСЯ ДЕТИ

Затруднения в речевых контактах травмируют психику ребёнка и влияют на его поведение. Одни заикающиеся дети чрезмерно возбудимы, многоречивы, раздражительны, плаксивы. Другие, наоборот, заторможены, замкнуты, молчаливы. В практике случается и полный отказ от речи.

При таком сложном нарушении речи для помощи детям применяются различные комплексные средства воздействия (медицинские, педагогические).

Одним из звеньев такого комплекса является щадящий режим (общий и речевой), который поможет успокоиться ребёнку и создать условия для затухания неправильной речевой привычки. Щадящий режим обеспечивается укладом жизни всей семьи, он включает:

1.     взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям.

2.     отношение взрослых к речевому дефекту ребёнка.

3.     общий режим дня.

4.     ограничение общения с детьми и взрослыми.

5.     сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий.

6.     организацию досуга заикающегося ребёнка.

 

Очень часто причиной появления заикания у детей, предрасположенных к этому дефекту из-за особенностей психического и соматического развития, является неблагоприятная обстановка в семье и дефекты воспитания.

Неправильное воспитание - вседозволенность или, наоборот, слишком строгое императивное воздействие, а также переходы от одной крайности к другой - часто является причиной появления заикания у детей с повышенной ранимостью нервной системы.

Чрезмерно избалованные дети, привыкшие к тому, что им всё дозволено, часто не могут наладить общение с другими детьми, и становятся объектом насмешек. В результате у них появляется боязливость, неуверенность, скованность, в то же время упрямство, агрессивность, желание добиться своего.

Слишком строгое воспитание тоже вредно. Ребёнок чувствует себя обделённым лаской, вниманием родителей и считает, что они равнодушны к нему. Он растёт скрытым, молчаливым, трусливым по отношению к более сильным старшим и агрессивным к слабым и младшим.

Неровное отношение кого-либо из родителей: то заласкивание, то неопределённая строгость, вызывает, с одной стороны, непослушание, с другой - страх перед наказанием, что нередко порождает лживость, неумение управлять своими желаниями и поступками. Неровное отношение к ребёнку проявляется и при разных требованиях родителей, когда одни из них слишком строги, а другие чрезмерно добры и уступчивы. Все эти дефекты воспитания предрасполагают к усилению заикания.

 

Начиная устранение заикания, все взрослые члены семьи в отсутствии ребёнка должны договориться о едином подходе к его воспитанию и речевом}' дефекту. Необходимо, прежде всего, создать в семье спокойную, доброжелательную обстановку. Пусть все взрослые спокойно занимаются своими делами, негромко, мягко разговаривают друг с другом и с детьми, проявляют единые, посильные требования. Ра дао, телевизор и магнитофон включаются на минимальную громкость, так как громкий звук очень утомляет нервную систему. На время, когда ребёнок засыпает, нужно создать спокойную обстановку. Недопустимы в общении резкие и грубые окрики. Одинаково неприемлемы как пренебрежительное отношение к речевому дефекту, так и излишняя фиксация внимания на нём. В присутствии ребёнка никогда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценность. Если же он сам начинает говорить о своём заикании, то следует его успокоить и объяснить, что он просто ещё не научился правильно говорить, что со временем научится, и эти затруднения пройдут.

 

У заикающегося дошкольника обязательно должен быть чёткий распорядок дня, включающий прогулки, дневной сон и речевые занятия. Чёткий режим благотворно действует на состояние нервной системы и речи ребёнка, дисциплинирует его, исключает капризы, а, следовательно, даёт меньше поводов для наказания.

 

В период щадящего режима необходимо ограничить контактьг детей с новыми для них людьми, так как заикающиеся дети в сравнении с другими детьми более впечатлительные, легко возбудимы и быстро истощаемы. От чрезмерного веселья они нередко переходят к слезам: быстро устают, не могут переключиться и начинают плакать

Нужно также постараться исключить те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать.

По этой же причине желательно ограничить просмотры телепередач. По мнению специалистов, дети слишком много времени проводят перед телевизором, смотрят не только все детские передачи, но также и передачи для взрослых, и нередко это происходит тогда, когда им полагается спать.

 

Часто взрослые разрешают детям самим включать телевизор, ребята смотрят бесконтрольно все передачи. В результате они получают избыточную 1шформацию, которую не в силах понять и усвоить. Это истощает нервную систему и усиливает заикание, нередко приводит к различным нарушениям сна. У них даже появляются ночные страхи. Дошкольникам вполне достаточно смотреть одну - две передачи в неделю.

В силу особенностей своей нервной системы заикающиеся очень утомляются и поэтом>' нуждаются в спокойной обстановке, особенно вечером, перед сном. Шумные игры недопустимы, особенно в вечернее время.

Чтобы ребёнок не капризничал и на мешал взрослым, необходимо его занять играми: лепкой, рисованием, т. е. такими, которые требуют от ребёнка терпения и усидчивости. Ещё важнее в дальнейшем приучить ребёнка к тому, чтобы он умел сам себя занять.

Режим относительного молчания поможет снять чрезмерную возбудимость, исключить на время привычку ускоренной и неправильной речи и тем самым подготовит нервную систему ребёнка к приобретению правильного речевого навыка.

 

Щадящий речевой режим создаётся:

1.    ограничением речевого общения,

2.    ориентировкой на речь взрослых,

3.    проявлением тонкого педагогического такта (особенно при исправлении речевых ошибок),

4.организацией игр - молчанок.

 

Конечно, полностью лишить их речевого общения невозможно, но режим относительного молчания выполнять можно и нужно. Для этого необходимо стоить речевую активность заикающегося (ребёнок должен как можно меньше разговаривать с окружающими его людьми). Нельзя демонстрировать его успехи (чтение стихов, загадок, рассказывание сказок), а также задавать ему вопросы, требовать от него рассказов об увиденном и услышанном и т.д.


 

Не следует забывать, что речь взрослых является для ребёнка образцом. Поэтому необходимо родителям следить за своей речью, так как ребёнок подражает им и начинает говорить так же, как и они. Быстрый темп речи провоцирует появление запинок. Следовательно, в присутствии заикающегося нужно говорить спокойно, чётко, придерживаясь тех правил техники речи, которые рекомендует логопед. Некоторые родители, следуя этому совету, впадают в другую крайность и начинают сами говорить с ребёнком нараспев, монотонно, иногда даже по слогам, требуя этого же и от ребёнка. Такая речь так же неестественна, неудобна, как и скороговорка. Взрослым следует говорить чуть замедленно, обязательно сохраняя естественную интонацию.

 

При формировании у детей нового речевого навыка большое значение имеет тактичное отношение взрослых к появлению заикания. У одних оно вызывает огорчение, раздражение, досаду, у других -сочувствие. И в том и в другом случае такая реакция взрослых может стать причиной замкнутости у ребёнка или проявления более сильного заикания. Поэтом}' все замечания взрослых должны носить отвлекающий характер. Надо умело, тактично, ровным, спокойным голосом отвлечь ребёнка от быстрой заикливой речи, чтобы у него пропало желание рассказать о том, что его волнует или интересует, переключить его внимание на другой вид деятельности, показать новую книгу, побеседовать по картинке. А когда он успокоится, можно попросить его рассказать о том, что он хотел. При этом помочь ему вопросами или же вместе с ним произнести о дно-два слова. Если же ребёнок никак не может успокоиться и включиться в речевое общение, надо успокоить его и предложить на выдохе спокойно сказать всё, что ему хотелось. Если же речь его течёт легко, свободно и только изредка появляются небольшие запинки, педагогично их просто не замечать.

 

Детям и родителям