contrast version
Как вычислить левшу?

 

Некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности ребенка можно уловить в самом раннем возрасте. Сила , с которой сжимает кулачок правой руки будущий правша, больше, чем левой уже в возрасте 17 дней. К 4-м неделям ребенок, лежа на спине, большую часть времени поворачивает голову вправо, правые рука и нога распрямлены, а левые конечности согнуты, то вероятнее всего, малыш будет правшой.

Но начиная с 16-20 недель и до 2-х лет происходят волнообразные изменения рукости, с 2 до 4-5 лет руки практически равноценны и одинаково активны. С 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук. Степень леворукости продолжает нарастать с возрастом ребенка до 9-10 лет. В ходе этого процесса совершенствуется координация разнообразных движений, требующих участия обеих рук. Понаблюдайте за двигательной активностью ребенка как развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики, чистит зубы, расчесывается. Наблюдения покажут, что одна рука(ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

 

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели редко обращают внимание на ведущую руку, а учат всех одинаково «Возьмите ложку в правую руку...» и т.д. Так происходит ненасильственное переучивание в дошкольном возрасте и родители не подозревают, что их ребенок левша, что его переучили. Основные тревоги впереди, когда ребенок пойдет в школу, начнет учиться чтению и письму.

Особенно важно определить ведущую руку перед школой (но лучше сделать это раньше, в 4-5 лет). Почему? Потому, что именно в этом возрасте ребенок учится писать. Необходимо, чтобы он выполнял эти действия ведущей рукой, а переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Переучивание левши это не только вмешательство в процесс формирования сложных координационных движений, которое может привести к неуклюжести и неловкости ребенка: это вмешательство в процесс специализации полушарий, что в будущем может оказать влияние на познавательные способности малыша В тех случаях, когда выбирается рука для письма, французская исследовательница М.Озьяс советует следить за превосходством одной руки над другой, наблюдая точность, ловкость координации движении ведущей руки во время следующих заданий:

•   нанизывание бусин, пуговиц;

•   переливание воды из одного сосуда в другой;

•   зажигание спичек;

•   прокалывание дырочек

•   доставание бусинок из стакана

•   стирание ластиком рисунка

•   расчесывание

 

Переучивать или нет?

 

Причины переучивания многообразны: это и быть как все, зачем выделяться, другие считают, что в этом нет ничего особенного, обычное упрямство, третьи - борьба за гармонию, трудность в выборе профессии.

И не смотря на то, что уже 20 лет доказана порочность такой борьбы, нередко мы сталкиваемся и с учителями, и с родителями, считающими такое переучивание необходимым. Но как важно учитывать и использовать то, что биологически заложено в ребенке. Специальные исследования показали, что у переученных левшей (даже если в процессе переучивания не было особых сложностей) на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные левши правой рукой только пишут (причем почерк далек от совершенства), а все остальные бытовые и профессиональные действия выполняют все же левой.

Насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте и в процессе обучения в школе может быть причиной не только школьных трудностей, но и нарушения психического здоровья ребенка. Угнетаются функции правого полушария, и это может привести к нарушению не только речевых функций, но и зрительно-пространственных способностей, ослабевается внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности, ухудшается ориентация в пространстве. К сожалению, часто взрослые не видят ничего особенного нив повышенной возбудимости ребенка, ни в резких колебаниях настроения, ни в беспокойном сне, ни в страхах, тревогах, которые могут

не давать покоя. Достаточно частым проявлением ухудшения здоровья леворукого ребенка при переучивании можно считать невротический энурез (недержание мочи), невротическое заикание, неврозы, характерной особенностью которых является неустойчивость внимания, высокая истощаемость, резкое снижение работоспособности. Переучивание нарушает баланс взаимодействия правого и левого полушарий и приводит к неустойчивости психической деятельности и обучения.

Может быть многие пришли к выводу - срочно прекратить обучение леворуких праворукому письму, «сменить руку», дать возможность ребенку писать все же левой рукой. Не торопитесь менять руку! Особенно, когда переучивание началось задолго до школы и пройден первый этап обучения (буквенный период). Повторное переучивание может вызвать не меньший стресс. Что же делать? Смириться с плохим почерком, медленным темпом деятельности, сделать все, чтобы ребенок не чувствовал собственной ущербности.

И другая ситуация, когда ребенок упорно(тайком или открыто), не смотря на переучивание работает левой. В этих случаях нельзя настаивать на праворуком письме и разрешение работать левой может снять многие проблемы, снять главный стрессовый фактор.

 

 

Детям и родителям