contrast version
Правильно дышим – красиво говорим

 

1.    ОСНОВАНИЕ  НЕОБХОДИМОСТИ  РАЗВИТИЯ  РЕЧЕВОГО  ДЫХАНИЯ

Правильное дыхание - залог красивой речи, возможность управлять своим речевым аппаратом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен уметь контролировать своё дыхание, с тем, чтобы речь его "лилась" плавно, чтобы не разрушалась логика фразы. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз. Так, чтобы научиться выговаривать звуки с, з, ш, ж, р, ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Если ребёнок умеет правильно использовать возможности своего дыхания, если он может соотносить размеры объёма лёгких с силой голоса и длиной произносимой фразы, то у него редко возникает сложности с дыханием. Однако для приобретения таких навыков необходима постоянная тренировка дыхательного аппарата. Для развития аппарата, быстрого освоения трудных звуков,достижения плавного выдоха необходимо обязательное проведение с детьми игр и упражнений на развитие речевого дыхания. Такие упражнения полезны также при нарушении плавности и темпа речи. При проведении игр и упражнений отрабатываются и отдельные навыки:

•      развитие умения делать плавный вдох, не добирая воздуха;

•      произнесение звуков протяжно на одном выдохе;

•      развитие долгого выдоха при произнесении звуков определённой высоты и силы.

2.            ПРИРОДА РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Наш речевой аппарат часто сравнивается с органом или гармонью.

Подобно этим инструментам он имеет меха -лёгкие, которые, расширяясь, наполняются воздухом, и сжимаясь, этот воздух выталкивают.

В естественной речи последовательно повторяются: вдох-выдох-пауза (отдых мышц). Звуки образуются при выдохе. Поток воздуха через трахею попадает из лёгких в гортань и оттуда в полость рта, проходя через голосовые связки, расположенные поперёк гортани и разделённые между собой голосовой щелью. Струя воздуха под действием вибрации голосовых связок создаёт звуки голоса, сопровождаемые шумом. Таким образом, более активно в формировании устной речи участвует выдох. Длина его непосредственно связана с увеличением объёма лёгких.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

Проводятся во время занятий по развитию речи, музыки, физкультуры, во время физминуток, дома, даже во время умывания. Проводятся с опорой на воображение с подключением жестов.

 

3.             ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

ПОДУЕМ НА ОДУВАНЧИК

Сорви одуванчик, поднеси к губам и пытайся сдуть парашютики во время одного долгого выдоха.

 

ПОДУЕМ НА ЛИСТИКИ

На ладошку положи лист, вырезанный из бумаги и сдуй.

 

ПОДУЕМ НА СНЕЖИНКУ

На столе лежит бумажная снежинка, дуй, следя за её движением.

 

НАДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ

Составить из кулачков трубочку и дуть в неё, наклонив голову вниз. Надувай щёки, как воздушный шар. Вдыхай воздух носом и выдыхай с закрытым ртом, раздувая щёки.

 

ПОВЗДЫХАЕМ

Расширяем представление о выразительных возможностях звукосочетаний. Изобрази различные состояния (чувства страха, грусти, веселья, усталости) с помощью вздохов ох, ах, ух, эх, ой-ой, ай-ай, ая-яй.

 

ДОЖДЬ и дождик

Ребёнок сверху вниз проводит длинные и короткие полосы карандашом, сопровождая произношением длинного ка-а-ап - ка-а-ап (дождь), и короткого кап-кап (дождик).

Детям и родителям