contrast version
КАК ДОБИТЬСЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ

 

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что перед глазами, а то что мелькает—то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Ежедневно нужно через определенные промежутки времени проводить с ребенком небольшие по объему упражнения .

Часто происходит в семьях: ребенка, который плохо читает, усаживают за книгу и говорят: »Читай. Пока не прочитаешь сказку из-за стола не выйдешь». А у него низкая техника чтения, нужно час—полтора. Родители допускают ошибку, подавляют желание читать. Полезнее домашнюю тренировку провести тремя порциями. Прочитал небольшой абзац, пересказал содержание. Через час—два ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки выше.

2. Жужжащее чтение 

Это такое чтение, когда ребёнок читает вслух, вполголоса несколько раз в день, или перед каждым выполнением домашнего задания прочитывает заданный текст, сказку.

 

3 Хорошие результаты даёт чтение перед сном

 

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов сна он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Ещё 200 лет назад говорилось:

Студент, науками живущий, Учи Псалтырь на сон грядущий.

4. Режим щадящего чтения

(если ребёнок не любит читать)

Это когда ребёнок прочитает 1-3 строчки и получает кратковременный отдых. Можно читать так, несколько строк ребёнок, несколько родитель и чередовать. Такой режим получается автоматически, если, ребёнок читает подписи под картинками диафильма или читает книгу с большими картинками.

 

5. Чтение в темпе скороговорки 

Это упражнение развивает артикуляционный аппарат, при этом чтении не обращают никакого внимания на выразительность. Но зато повышены требования к чёткости прочтения окончания слов, они не должны проглатываться, а чётко проговариваться. Длиться не более ЗОсек.

 

6. Многократное чтение (победи себя) 

Ребёнок читает текст в течение одной минуты, затем отмечает слово, до какого дочитал. Затем повторно читает этот отрывок и снова отмечает, до какого слова дочитал. Естественно, что во второй раз он прочитал больше, увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции, хочется читать ещё раз. Более трёх раз читать один и тот же отрывок не надо, лучше изменить задание.

 

7 . Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Читая текст, красиво и выразительно, ребёнок прочитывает до конца отмеченного слова, затем он переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения то, в конце концов, длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2—3недели чтения ребёнка заметно улучшается.


 

 

Для выработки навыка чтения особое значение имеет его многократность. Зрячий человек вне зрительного плана, вне букв научиться читать не может. Чтобы научиться читать, ребенок должен читать и читать. Однако что может быть хуже скуки, порожденной приглашением: «Прочитаем еще раз». Иное дело, когда перед ребенком ставится новая задача, когда повторное обращение к тексту вызывается поиском какого-то ответа, — тогда он читает с удовольствием. Для того, чтобы читать со скоростью, с какой мы говорим, большинство слов в тексте должно быстро опознаваться, а не собираться по слогам, синтезироваться. Для чтения важно накапливание зрительных образов слов, опознавание их «в лицо», связь звукового образа с графической длиной слова, с выступающими над строкою и под строкою элементами букв.

 

Приемы для повторного чтения

1.              Прочитай слова, начинающиеся с буквы... (со слога...)

2.              Прочитай слова, которые начинаются с большой буквы.

3.              Прочитай   слова—названия   животных   (деревьев,   овощей, мебели и т.д.

4.              Прочитай первое (последнее) слово в предложении.

5.              Найди и прочитай (двух-, трех-, четырех-) сложные слова.

6.              Найди и прочитай слова в предложении, которое надо прочесть громко, тихо, быстро, медленно.

7.              Найди    и    прочитай    предложение    с    восклицательным (вопросительным) знаком.

8.              Прочитай предложения, относящиеся к рисунку.

9.              Найди и прочитай ответ на вопрос...

10.         Найди и прочитай слова... (определенного героя).

11.         Что правдиво и что вымышлено?

12.         Найди  и  прочитай отрывок,   который нужно  произнести радостно (весело, печально, строго, с мольбой, с досадой) и т.д.

13.         Найди заданное слово.

14.    Напечатайте,    только    без    пробелов   между    словами,
четверостишие. (Например: люблюгрозувначалемая

Детям и родителям