И. А. Вадневская, учитель СШ № 20 г. Орши
УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ
Скачать сценарий мероприятия
Устный журнал
Сталиной Владимировной Трафимовой мы знакомы давно. В 1996—1999 гг. я преподавала курс естествознания, который она разработала. Курс состоял из двух частей — «Я живу во Вселенной» и «Азбука жизни человека». Учебный материал этого курса расширял кругозор детей, пробуждал их фантазию, способствовал обогащению практического опыта. На каждом уроке дети совершали маленькое открытие и усваивали понятия из разных наук.
Сотрудничество с Галиной Владимировной продолжается и теперь. Наши ученики с удовольствием читают книги, которые она пишет. А встреча с писательницей, которая состоялась в нашей школе, вызвала у ребят живой эмоциональный отклик и желание прочитать её новые книги.
Предлагаю вниманию читателей устный журнал о природе. При его подготовке были использованы книги Г. В. Трафимовой.
Для каждой страницы журнала подбираются соответствующие иллюстрации. Класс представляет подготовленный устный журнал учащимся других классов.
Ведущий. Человек — часть огромного и удивительного мира, который его окружает, мира природы. Многие тысячи лет люди познают, исследуют этот мир, раскрывают его тайны, разгадывают его загадки. Писатель Виталий Бианки считал, что это самое интересное и увлекательное занятие на свете. Страницы устного журнала помогут вам, ребята, лучше узнать окружающий нас мир, познакомят вас с некоторыми секретами природы.
Страница «Берёзовая».
Ведущий. Как будет называться первая страничка журнала, вы узнаете, отгадав загадку.
Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит. А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Верно, это берёза. Первая страничка так и называется — «Берёзовая».
Ученик. Берёза — одно из любимейших деревьев нашего народа. В старину у наших далёких предков славян новый год начинался не зимой, а весной. Первый месяц весны в русском календаре до XV в. назывался берёзозол. В белорусском календаре и сейчас «сакавж» — март начинает весну. Ни у одного другого дерева нет такой необыкновенно белой коры. Учёные считают, что происхождение слова «берёза» связано со словом «белый». А по-латыни берёзу называют «бетула».
Ученик.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Ученик. В наших краях встречается два вида берёз. Берёза повислая растёт там, где посуше. Своё название она получила за висящие вниз плакучие веточки. В местах, где влаги больше, растёт берёза пушистая. У неё все веточки торчат в стороны. Этим и объясняется её название.
Ученик. А вот в тундре растут низкие берёзы, высотой от десяти сантиметров до одного метра. За малый рост они и получили название карликовые берёзы. Ствол у такой берёзки размером с карандаш, кривой и изогнутый. Зимы в тундре суровые. Как только наступят морозы, выпадет снег, прижмётся карликовая" берёзка к земле и благополучно перезимует под снежным одеялом.
Ученик. Кто из вас пробовал зефир берёзовый? Оказывается, такого зефира нет. Так называется бабочка! Бабочка откладывает яйца. Из них выходят прожорливые гусеницы, которые живут на берёзах и питаются их листьями. Потом гусеницы превращаются в неподвижных куколок, а через некоторое время из них появляются на свет бабочки с красивым названием — зефир берёзовый.
Ученик. Наблюдая за берёзой, можно предсказывать погоду. Если у берёзы много сока, лето будет дождливое. Если весной на берёзе листья появятся раньше, чем на ольхе, то лето будет ветреное. А если ольха распустится раньше берёзы, то лето будет холодное и дождливое. Если осенью листья берёзы начинают желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранней, а если снизу — то поздней.
Ученик.
Чуть солнце пригрело откосы, И стало в лесу потеплей, Берёза зелёные косы Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесётся,
Прильнёт ли болотная мгла, —
Дождинки стряхнув, улыбнётся
Берёза — и вновь весела.
В. Рождественский
Страница «Секреты звуков».
Ведущий. С самого рождения нас окружают различные звуки: мамин голос, шум ветра, стук дождя по стеклу, шелест листвы, пение птиц. А что такое звук? (Звук — это колебания, которые распространяются в воздухе, воде.) Открываем страничку «Секреты звуков».
Ведущий предлагает детям прослушать запись и определить, какие звуки они услышали: журчание ручья, шум прибоя, разговор дельфинов, цоканье лошади, кваканье лягушек, звуки дождя, пение птиц.
Ученик. Полевой жаворонок считается одним из лучших певцов. Во время пения он издаёт 130 звуков в секунду. Жаворонок знает около двух тысяч «мелодий». Свои трели он выводит в полёте, а летает он высоко, поднимаясь ввысь на полкилометра.
Ведущий. Кто не знает, как квакают лягушки? Совсем просто: ква-ква-ква. Но, оказывается, у лягушачьего кваканья есть свои секреты.
Ученик. В основном квакающие звуки издают лягушки-самцы. Самки могут немного поквакать разве что от боли. Самцы квакают для того, чтобы привлечь внимание самок, но не только в брачный сезон. Лягушки могут квакать постоянно: и днём, и особенно ночью. Как же лягушка издаёт такие звуки? Она делает глубокий вдох, закрывает ноздри, рот и с силой пропускает воздух из лёгких в рот и обратно. Когда воздух проходит сквозь голосовые связки, они начинают вибрировать и раздаётся квакающий звук.
Ученик. У многих лягушек есть специальные голосовые мешочки, соединённые со ртом. Когда лягушки «поют», эти мешочки заполняются воздухом и раздуваются. Такие раздутые голосовые мешочки делают голос квакающим. А у лягушки-быка голос такой сильный, что его можно услышать на расстоянии больше чем полтора километра.
Ведущий. Из всех живых существ на Земле только человек обладает речью. Животные разговаривать не умеют. Но у зверей и птиц есть свой язык. С помощью звуков животные выражают испуг, ласку, чувство голода.
Ученик. Ежи при опасности фыркают, когда довольны — пыхтят, а во время драки кричат. Небогатый у них язык. А вот в языке волков десятки звуковых сигналов. Они умеют не только выть, но и лаять, визжать, скулить, хныкать, рычать, шипеть, фыркать, тявкать. Каждый волчий звук имеет свой смысл. А у макак учёные подслушали целых тридцать шесть звуковых сигналов — «слов» обезьяньего языка.
Ведущий. Все знают, что стрелять можно из пушек, пулемётов, пистолетов. А могут ли стрелять деревья?
Ученик. В тропических лесах Южной Америки растёт курупита гвианская, или пушечное дерево. Крупные тяжёлые похожие на пушечные ядра плоды красновато-коричневого цвета созревают больше года. Они вырастают до 20 см в диаметре. Плоды свисают вниз на крепких длинных и гибких плодоножках. Когда дует сильный ветер, плоды раскачиваются и ударяют твёрдой оболочкой по стволу или друг о друга. Раздаётся стук, похожий на звуки пушечных выстрелов.
приглашает вас в царство запахов. Одни любят запахи цветов, другие — фруктов, третьи — сырой земли и опавшей листвы. А кто из вас знает, чем пахнут грибы?
Ученик. У каждого гриба свой запах. Опытный грибник с закрытыми глазами отличит один гриб от другого по запаху. Боровики пахнут поджаренными лесными орехами. Лисички — сушёными абрикосами или берёзовым листом с примесью мяты. Лесные опята — дикими яблоками. Сыроежки — мёдом. Маслята — фруктами. Зеленушка — зелёным огурцом. Рыжики — сосновой корой и кедровыми орехами. Говорушка — кислым тестом, а старые подмолочники пахнут солёной селёдкой.
Ведущий. Человек восхищается красотой и ароматами цветов. Какие цветы вам нравятся? Почему цветы пахнут? Откроем этот секрет.
Ученик. Яркие краски и аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Цветы кормят насекомых: одних — сладким соком-нектаром, других — пыльцой, а третьих — и тем, и другим. Чтобы у растений появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой. Вот это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка за капелькой нектара, сядет на цветок, пыльца к ней и прилипнет. И понесёт её бабочка на другой цветок.
Ученик. В Америке живёт интересный зверёк — скунс. У него нет ни острых когтей, ни сильных челюстей, чтобы защищаться. Но он никого не боится, а от него прячутся все. Под хвостом у скунса есть железа, которая вырабатывает особую жидкость. Если зверька потревожить, он повернётся к обидчику и брызнет в него этой жидкостью. А она жгучая, едкая и невероятно вонючая. По ветру этот запах можно почувствовать издалека. А если скунс разрядился в помещении, запах не выветривается месяцами. Не случайно скунсу дали и другое название — вонючка.
Ученик. Многие звери любят пропитывать себя чужими запахами. Всем известна страсть кошек к валерьянке. Когтистые обезьяны с наслаждением натирают себя лимонной кожурой. Бурые медведи «душатся» древесной смолой. А малайские медведи обожают... лук. Урча от удовольствия, они натирают себя луковицей. А когда изотрут всю луковицу о свою шкуру, начинают валяться на её остатках.
Ведущий. Хорошо ли вы различаете запахи? Проверим это.
Ведущий вызывает троих учеников, предлагает им закрыть глаза и по запаху определить фрукты (банан, лимон, яблоко, апельсин, киви, груша).
«Липкая страница».
Ведущий показывает детям тюбик клея, моток скотча, лейкопластырь и просит сказать, чем похожи эти предметы. (Они липкие.)
Ведущий. Эта страница журнала расскажет вам о липучках, которые встречаются в природе.
Ученик. Растёт на болоте небольшое травянистое растение — росянка. Её листочки покрыты волосками-ресничками. На конце каждой реснички сверкает прозрачная капелька. Капелек очень много, кажется, будто лист покрыт росой. Из-за этого росянка и получила своё название. Капельки — это густая и клейкая слизь. Её блеск и запах привлекают насекомых. Подлетит комарик или мошка к блестящей капельке, сядет на листок и прилипнет к нему. Поймав жертву, росянка складывает края листа, сворачивает его в кулёчек, и насекомое оказывается в ловушке. Внутри липкого кулёчка насекомое погибает. Росянка выделяет особый сок, который растворяет и переваривает добычу. Поэтому и зовут росянку в народе комариная смерть.
Ученик. Хорошо гулять в сосновом лесу. Он светлый, дышится там легко. Ствол у сосны шершавый, липкий. Сосна — очень смолистое дерево. Образуется смола внутри ствола, в особых мешочках. А для чего сосне нулша смола? Оказывается, с её помощьл I дерево себя лечит. Если на коре появляется рана, к ней тут же течёт липкое лекарство. В составе смолы — два чудесных вещества — скипидар и канифоль. Скипидар убивает микробы, которые успели пробраться в ранку, а канифоль заклеивает её, как пластырь. Так на стволе сосны и получается целебная заплатка.
Ведущий загадывает загадку.
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём — миллион.
(Муравейник.)
Ведущий. Многие из вас видели в лесу муравейник. Сделан он так, что даже в дождь не промокает. Хотите узнать почему?
Ученик. По форме муравейник округлый, обтекаемый. Сверху он покрыт гладкими мелкими хвоинками, которые аккуратно уложены друг на друга. В дождь капли воды скатываются с хвоинок, как с черепицы на крышах домов. А в солнечный день можно увидеть, что муравейник блестит. Это муравьи натаскали кусочки сосновой смолы. На солнце она начинает плавиться и склеивает хвоинки. Постепенно купол муравейника покрывается плёнкой, которая не пропускает воду. Так и получается непромокаемая смоляная крыша.
Ученик. В жарких тропических лесах расцветает самый большой в мире цветок — цветок раффлезии. Весит он около 6 кг, а размером — с колесо машины. Вырастает цветок у самой земли, на корнях деревьев, соками которых он питается. Запах цветков раффлезии напоминает запах гниющего мяса. После опыления на месте цветков появляются огромные мясистые плоды. В их мякоти много липких семян. Крупные животные, проходя мимо, нечаянно наступают на плоды и давят их. Мякоть плодов вместе с семенами прилипает к ногам животных. Так животные и разносят семена раффлезии повсюду. Вот почему растению нужны липкие семена: чтобы расселять потомство по белу свету.
Ученик. В тёплых морях обитают рыбы-прилипалы. На голове у них есть присоска.
Рыбы-прилипалы прикрепляются к морским черепахам, китам, акулам и даже к подводным лодкам. Так прилипалы катаются по морю на бесплатном «транспорте». Прибыв в подходящее место, прилипала покидает «транспорт», чтобы прокормиться. Насытившись, прилипала снова ищет, к кому бы прикрепиться, чтобы отправиться в новое путешествие по морю.
Страница знатоков.
Ведущий. Ребята, вы читали книги «Удивительные пузыри», «Про мешки с сюрпризами», «Ёлочкины секреты». Кто был самым внимательным читателем? Открываем страничку знатоков.
Какой паук строит домик под водой из пузырьков воздуха? (Паук-серебрянка.)
Какой пузырь есть у рыб? (Плавательный. Он наполнен воздухом, что позволяет рыбам без усилий удерживаться на определённой глубине. А ещё плавательный пузырь служит вместилищем кислорода.)
Правда ли, что у пчелы есть пузырь? (Пчелиный яд выделяется специальной железой. Он скапливается в пузырьке, который находится на конце брюшка насекомого.)
Сколько мешков у пеликана? (Три. Один мешок находится под клювом. Его пеликан использует как сачок для ловли рыбы. Ещё два воздушных мешка расположены под кожей птицы. Эти мешки не позволяют погружаться в воду, поэтому пеликаны не могут нырять.)
Кто развешивает на деревьях плетёные мешки? (Ткачики. Эти птицы живут в Южной Америке. Их гнёзда похожи на мешки.)
У каких животных есть защёчные мешки? (У хомяков, сусликов и бурундуков.)
Какие рыбы могут превращаться в шар? (Иглобрюхие рыбы. От желудка у этих рыб отходит большой мешок. В момент опасности рыбы заглатывают воду и заполняют ею мешок. За несколько секунд рыба раздувается в шар размером с футбольный мяч. Такое превращение отпугивает врагов.)
Какой мешок спасает кальмара? (Когда кальмару угрож.ает опасность, он выбрасывает в воду из особого чернильного мешка струю тёмной жидкости. В воде она расплывается тёмным облаком. Под прикрытием такой дымовой завесы кальмар ускользает от врагов.)
Могут ли еловые ветви предсказывать погоду? (Перед дождём ели опускают ветви, а перед ясной погодой поднимают их вверх.)
Какую пользу приносит ёлочке смола? (Липкой, вязкой смолой ёлочка затягивает раны и порезы на коре.)
Зачем еловым семенам крылышки? (Крылышки служат парусом. Порывы ветра подхватывают семена и относят далеко от материнского дерева. Где семена остановятся, приживутся, там и прорастут молодые ёлочки.)
Почему ель называют целительницей? (Шишки, смола, хвоя ели используются в народной медицине.) Ученик.
Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья. Живёшь в том светлом доме ты И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели, Всегда ты будешь в нём. Природою родной земли Зовётся этот дом.
Л. Дайнеко
Ведущий. Природа открывает свои тайны пытливым и любознательным, тому, кто умеет наблюдать, видеть необычное в обычном. Познавайте, любите и берегите этот удивительный мир, в котором мы живём. А открывать его тайны вам помогут интересные и увлекательные книги нашей оршанской писательницы Галины Владимировны Трафимовой.
Список использованных источников
1. Трафимова, Г. В. Ароматные загадки природы : пособие для учителей нач. кл. общеобразоват. шк. / Г. В. Трафимова, А. О. Сахариленко. — Минск : Тесей, 2001. — 80 с.
2. Секреты звуков : пособие для детей младшего шк. возраста / авт.-сост. Г. В. Трафимова, А. О. Сахариленко. — Минск : Красико-Принт,
2001. — 132 с. : ил.
3. Трафимова, Г. В. Удивительные пузыри / Г. В. Трафимова. — Минск : Красико-Принт,
2002. — 64 с.
4. Трафимова, Г. В. Берёзовый алфавит : кн. для детей мл. шк. возраста / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Нар. асвета, 2007. — 71 с. : ил.
5. Трафимова, Г. В. Ёлочкины секреты : кн. для детей мл. шк. возраста / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Нар. асвета, 2009. — 48 с. : ил.
6. Трафимова, Г. В. Малышам о чудо-липучках : кн. для детей мл. шк. возраста / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Нар. асвета, 2008. — 32 с. : ил.
7. Трафимова, Г. В. Про мешки с сюрпризами : кн. для детей мл. шк. возраста / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Нар. асвета, 2008. — 47 с. : ил.