contrast version

И. А. Вадневская, учитель СШ № 20 г. Орши

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ

 

Скачать сценарий мероприятия

Устный журнал

Сталиной Владимировной Трафимовой мы знакомы давно. В 1996—1999 гг. я препода­вала курс естествознания, который она разрабо­тала. Курс состоял из двух частей — «Я живу во Вселенной» и «Азбука жизни человека». Учебный материал этого курса расширял кругозор детей, пробуждал их фантазию, способствовал обогаще­нию практического опыта. На каждом уроке дети совершали маленькое открытие и усваивали по­нятия из разных наук.

Сотрудничество с Галиной Владимировной продолжается и теперь. Наши ученики с удоволь­ствием читают книги, которые она пишет. А встре­ча с писательницей, которая состоялась в нашей школе, вызвала у ребят живой эмоциональный отклик и желание прочитать её новые книги.

Предлагаю вниманию читателей устный жур­нал о природе. При его подготовке были исполь­зованы книги Г. В. Трафимовой.

Для каждой страницы журнала подбираются соответствующие иллюстрации. Класс представ­ляет подготовленный устный журнал учащимся других классов.

Ведущий. Человек — часть огромного и удивительного мира, который его окружает, мира природы. Многие тысячи лет люди по­знают, исследуют этот мир, раскрывают его тайны, разгадывают его загадки. Писатель Ви­талий Бианки считал, что это самое интерес­ное и увлекательное занятие на свете. Стра­ницы устного журнала помогут вам, ребята, лучше узнать окружающий нас мир, познако­мят вас с некоторыми секретами природы.

Страница «Берёзовая».

Ведущий. Как будет называться первая страничка журнала, вы узнаете, отгадав за­гадку.

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит. А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Верно, это берёза. Первая страничка так и называется — «Берёзовая».

Ученик. Берёза — одно из любимейших деревьев нашего народа. В старину у наших далёких предков славян новый год начинал­ся не зимой, а весной. Первый месяц весны в русском календаре до XV в. назывался берёзозол. В белорусском календаре и сейчас «сакавж» — март начинает весну. Ни у одного другого дерева нет такой необыкновенно бе­лой коры. Учёные считают, что происхожде­ние слова «берёза» связано со словом «белый». А по-латыни берёзу называют «бетула».

Ученик.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С. Есенин

 

Ученик. В наших краях встречается два вида берёз. Берёза повислая растёт там, где посуше. Своё название она получила за ви­сящие вниз плакучие веточки. В местах, где влаги больше, растёт берёза пушистая. У неё все веточки торчат в стороны. Этим и объяс­няется её название.

Ученик. А вот в тундре растут низкие берёзы, высотой от десяти сантиметров до одного метра. За малый рост они и получили название карликовые берёзы. Ствол у такой берёзки размером с карандаш, кривой и изо­гнутый. Зимы в тундре суровые. Как только наступят морозы, выпадет снег, прижмётся карликовая" берёзка к земле и благополучно перезимует под снежным одеялом.

Ученик. Кто из вас пробовал зефир бе­рёзовый? Оказывается, такого зефира нет. Так называется бабочка! Бабочка откладыва­ет яйца. Из них выходят прожорливые гусе­ницы, которые живут на берёзах и питаются их листьями. Потом гусеницы превращаются в неподвижных куколок, а через некоторое время из них появляются на свет бабочки с красивым названием — зефир берёзовый.

Ученик. Наблюдая за берёзой, можно предсказывать погоду. Если у берёзы мно­го сока, лето будет дождливое. Если весной на берёзе листья появятся раньше, чем на ольхе, то лето будет ветреное. А если оль­ха распустится раньше берёзы, то лето бу­дет холодное и дождливое. Если осенью ли­стья берёзы начинают желтеть с верхуш­ки, то следующая весна будет ранней, а если снизу — то поздней.

Ученик.

Чуть солнце пригрело откосы, И стало в лесу потеплей, Берёза зелёные косы Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесётся,

Прильнёт ли болотная мгла, —

Дождинки стряхнув, улыбнётся

Берёза — и вновь весела.

 

В. Рождественский

 

Страница «Секреты звуков».

Ведущий. С самого рождения нас окру­жают различные звуки: мамин голос, шум ветра, стук дождя по стеклу, шелест листвы, пение птиц. А что такое звук? (Звук — это колебания, которые распространяются в воздухе, воде.) Открываем страничку «Секре­ты звуков».

Ведущий предлагает детям прослушать запись и определить, какие звуки они услы­шали: журчание ручья, шум прибоя, разго­вор дельфинов, цоканье лошади, кваканье лягушек, звуки дождя, пение птиц.

Ученик. Полевой жаворонок считается одним из лучших певцов. Во время пения он издаёт 130 звуков в секунду. Жаворонок зна­ет около двух тысяч «мелодий». Свои тре­ли он выводит в полёте, а летает он высоко, поднимаясь ввысь на полкилометра.

Ведущий. Кто не знает, как квакают ля­гушки? Совсем просто: ква-ква-ква. Но, ока­зывается, у лягушачьего кваканья есть свои секреты.

Ученик. В основном квакающие звуки издают лягушки-самцы. Самки могут немно­го поквакать разве что от боли. Самцы ква­кают для того, чтобы привлечь внимание са­мок, но не только в брачный сезон. Лягушки могут квакать постоянно: и днём, и особенно ночью. Как же лягушка издаёт такие звуки? Она делает глубокий вдох, закрывает ноздри, рот и с силой пропускает воздух из лёгких в рот и обратно. Когда воздух проходит сквозь голосовые связки, они начинают вибрировать и раздаётся квакающий звук.

Ученик. У многих лягушек есть специ­альные голосовые мешочки, соединённые со ртом. Когда лягушки «поют», эти мешочки заполняются воздухом и раздуваются. Такие раздутые голосовые мешочки делают голос квакающим. А у лягушки-быка голос такой сильный, что его можно услышать на рассто­янии больше чем полтора километра.

Ведущий. Из всех живых существ на Земле только человек обладает речью. Животные разговаривать не умеют. Но у зверей и птиц есть свой язык. С помощью звуков животные выражают испуг, ласку, чувство голода.

 

 

Ученик. Ежи при опасности фыркают, когда довольны — пыхтят, а во время драки кричат. Небогатый у них язык. А вот в язы­ке волков десятки звуковых сигналов. Они умеют не только выть, но и лаять, визжать, скулить, хныкать, рычать, шипеть, фыркать, тявкать. Каждый волчий звук имеет свой смысл. А у макак учёные подслушали целых тридцать шесть звуковых сигналов — «слов» обезьяньего языка.

Ведущий. Все знают, что стрелять мож­но из пушек, пулемётов, пистолетов. А могут ли стрелять деревья?

Ученик. В тропических лесах Южной Америки растёт курупита гвианская, или пу­шечное дерево. Крупные тяжёлые похожие на пушечные ядра плоды красновато-коричневого цвета созревают больше года. Они вырастают до 20 см в диаметре. Плоды свисают вниз на крепких длинных и гибких плодоножках. Ког­да дует сильный ветер, плоды раскачиваются и ударяют твёрдой оболочкой по стволу или друг о друга. Раздаётся стук, похожий на зву­ки пушечных выстрелов.

 

приглашает вас в царство запахов. Одни лю­бят запахи цветов, другие — фруктов, тре­тьи — сырой земли и опавшей листвы. А кто из вас знает, чем пахнут грибы?

Ученик. У каждого гриба свой запах. Опытный грибник с закрытыми глазами от­личит один гриб от другого по запаху. Боро­вики пахнут поджаренными лесными ореха­ми. Лисички — сушёными абрикосами или берёзовым листом с примесью мяты. Лесные опята — дикими яблоками. Сыроежки — мё­дом. Маслята — фруктами. Зеленушка — зе­лёным огурцом. Рыжики — сосновой корой и кедровыми орехами. Говорушка — кислым тестом, а старые подмолочники пахнут солё­ной селёдкой.

Ведущий. Человек восхищается красо­той и ароматами цветов. Какие цветы вам нравятся? Почему цветы пахнут? Откроем этот секрет.

Ученик. Яркие краски и аромат необхо­димы цветам, чтобы привлекать к себе насе­комых. Цветы кормят насекомых: одних — сладким соком-нектаром, других — пыль­цой, а третьих — и тем, и другим. Чтобы у растений появились семена, нужно перене­сти пыльцу с одного цветка на другой. Вот это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка за капелькой нектара, сядет на цве­ток, пыльца к ней и прилипнет. И понесёт её бабочка на другой цветок.

Ученик. В Америке живёт интересный зверёк — скунс. У него нет ни острых когтей, ни сильных челюстей, чтобы защищаться. Но он никого не боится, а от него прячутся все. Под хвостом у скунса есть железа, которая вырабатывает особую жидкость. Если зверь­ка потревожить, он повернётся к обидчику и брызнет в него этой жидкостью. А она жгу­чая, едкая и невероятно вонючая. По ветру этот запах можно почувствовать издалека. А если скунс разрядился в помещении, за­пах не выветривается месяцами. Не случайно скунсу дали и другое название — вонючка.

 

Ученик. Многие звери любят пропиты­вать себя чужими запахами. Всем известна страсть кошек к валерьянке. Когтистые обе­зьяны с наслаждением натирают себя ли­монной кожурой. Бурые медведи «душатся» древесной смолой. А малайские медведи обо­жают... лук. Урча от удовольствия, они на­тирают себя луковицей. А когда изотрут всю луковицу о свою шкуру, начинают валяться на её остатках.

Ведущий. Хорошо ли вы различаете за­пахи? Проверим это.

Ведущий вызывает троих учеников, пред­лагает им закрыть глаза и по запаху опреде­лить фрукты (банан, лимон, яблоко, апель­син, киви, груша).

 

«Липкая страница».

Ведущий показывает детям тюбик клея, моток скотча, лейкопластырь и просит сказать, чем похожи эти предметы. (Они липкие.)

Ведущий. Эта страница журнала рас­скажет вам о липучках, которые встречают­ся в природе.

Ученик. Растёт на болоте небольшое травянистое растение — росянка. Её листоч­ки покрыты волосками-ресничками. На кон­це каждой реснички сверкает прозрачная ка­пелька. Капелек очень много, кажется, буд­то лист покрыт росой. Из-за этого росянка и получила своё название. Капельки — это гу­стая и клейкая слизь. Её блеск и запах при­влекают насекомых. Подлетит комарик или мошка к блестящей капельке, сядет на ли­сток и прилипнет к нему. Поймав жертву, росянка складывает края листа, сворачива­ет его в кулёчек, и насекомое оказывается в ловушке. Внутри липкого кулёчка насеко­мое погибает. Росянка выделяет особый сок, который растворяет и переваривает добычу. Поэтому и зовут росянку в народе комари­ная смерть.

Ученик. Хорошо гулять в сосновом ле­су. Он светлый, дышится там легко. Ствол у сосны шершавый, липкий. Сосна — очень смолистое дерево. Образуется смола внутри ствола, в особых мешочках. А для чего сосне нулша смола? Оказывается, с её помощьл I дерево себя лечит. Если на коре появляется рана, к ней тут же течёт липкое лекарство. В составе смолы — два чудесных вещества — скипидар и канифоль. Скипидар убивает ми­кробы, которые успели пробраться в ран­ку, а канифоль заклеивает её, как пластырь. Так на стволе сосны и получается целебная заплатка.

Ведущий загадывает загадку.

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём — миллион.

(Муравейник.)

 

Ведущий. Многие из вас видели в ле­су муравейник. Сделан он так, что даже в дождь не промокает. Хотите узнать почему?

Ученик. По форме муравейник окру­глый, обтекаемый. Сверху он покрыт гладки­ми мелкими хвоинками, которые аккуратно уложены друг на друга. В дождь капли во­ды скатываются с хвоинок, как с черепицы на крышах домов. А в солнечный день мож­но увидеть, что муравейник блестит. Это му­равьи натаскали кусочки сосновой смолы. На солнце она начинает плавиться и склеивает хвоинки. Постепенно купол муравейника по­крывается плёнкой, которая не пропускает воду. Так и получается непромокаемая смо­ляная крыша.

Ученик. В жарких тропических лесах расцветает самый большой в мире цветок — цветок раффлезии. Весит он около 6 кг, а размером — с колесо машины. Вырастает цветок у самой земли, на корнях деревьев, соками которых он питается. Запах цветков раффлезии напоминает запах гниющего мя­са. После опыления на месте цветков появля­ются огромные мясистые плоды. В их мяко­ти много липких семян. Крупные животные, проходя мимо, нечаянно наступают на плоды и давят их. Мякоть плодов вместе с семенами прилипает к ногам животных. Так животные и разносят семена раффлезии повсюду. Вот почему растению нужны липкие семена: что­бы расселять потомство по белу свету.

Ученик. В тёплых морях обитают рыбы-прилипалы. На голове у них есть присоска.

 

Рыбы-прилипалы прикрепляются к морским черепахам, китам, акулам и даже к подво­дным лодкам. Так прилипалы катаются по морю на бесплатном «транспорте». Прибыв в подходящее место, прилипала покидает «транспорт», чтобы прокормиться. Насытив­шись, прилипала снова ищет, к кому бы при­крепиться, чтобы отправиться в новое путе­шествие по морю.

Страница знатоков.

Ведущий. Ребята, вы читали книги «Удивительные пузыри», «Про мешки с сюр­призами», «Ёлочкины секреты». Кто был са­мым внимательным читателем? Открываем страничку знатоков.

Какой паук строит домик под водой из пу­зырьков воздуха? (Паук-серебрянка.)

 

Какой пузырь есть у рыб? (Плаватель­ный. Он наполнен воздухом, что позволяет рыбам без усилий удерживаться на опреде­лённой глубине. А ещё плавательный пузырь служит вместилищем кислорода.)

Правда ли, что у пчелы есть пузырь? (Пчелиный яд выделяется специальной же­лезой. Он скапливается в пузырьке, который находится на конце брюшка насекомого.)

Сколько мешков у пеликана? (Три. Один мешок находится под клювом. Его пеликан использует как сачок для ловли рыбы. Ещё два воздушных мешка расположены под ко­жей птицы. Эти мешки не позволяют по­гружаться в воду, поэтому пеликаны не мо­гут нырять.)

Кто развешивает на деревьях плетёные мешки? (Ткачики. Эти птицы живут в Юж­ной Америке. Их гнёзда похожи на мешки.)

У каких животных есть защёчные мешки? (У хомяков, сусликов и бурундуков.)

Какие рыбы могут превращаться в шар? (Иглобрюхие рыбы. От желудка у этих рыб отходит большой мешок. В момент опасно­сти рыбы заглатывают воду и заполняют ею мешок. За несколько секунд рыба разду­вается в шар размером с футбольный мяч. Такое превращение отпугивает врагов.)

 

Какой мешок спасает кальмара? (Когда кальмару угрож.ает опасность, он выбра­сывает в воду из особого чернильного меш­ка струю тёмной жидкости. В воде она расплывается тёмным облаком. Под при­крытием такой дымовой завесы кальмар ускользает от врагов.)

Могут ли еловые ветви предсказывать по­году? (Перед дождём ели опускают ветви, а перед ясной погодой поднимают их вверх.)

Какую пользу приносит ёлочке смола? (Липкой, вязкой смолой ёлочка затягивает раны и порезы на коре.)

Зачем еловым семенам крылышки? (Кры­лышки служат парусом. Порывы ветра под­хватывают семена и относят далеко от материнского дерева. Где семена остано­вятся, приживутся, там и прорастут мо­лодые ёлочки.)

 

Почему ель называют целительницей? (Шишки, смола, хвоя ели используются в народной медицине.) Ученик.

Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья. Живёшь в том светлом доме ты И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели, Всегда ты будешь в нём. Природою родной земли Зовётся этот дом.

Л. Дайнеко

Ведущий. Природа открывает свои тайны пытливым и любознательным, тому, кто умеет наблюдать, видеть необычное в обычном. По­знавайте, любите и берегите этот удивитель­ный мир, в котором мы живём. А открывать его тайны вам помогут интересные и увлека­тельные книги нашей оршанской писательни­цы Галины Владимировны Трафимовой.

 

Список использованных источников

1. Трафимова, Г. В. Ароматные загадки природы : пособие для учителей нач. кл. общеобразоват. шк. / Г. В. Трафимова, А. О. Сахариленко. — Минск : Тесей, 2001. — 80 с.

2. Секреты звуков : пособие для детей млад­шего шк. возраста / авт.-сост. Г. В. Трафимова, А. О. Сахариленко. — Минск : Красико-Принт,

2001. — 132 с. : ил.

3. Трафимова, Г. В. Удивительные пузыри / Г. В. Трафимова. — Минск : Красико-Принт,

2002. — 64 с.

4. Трафимова, Г. В. Берёзовый алфавит : кн. для детей мл. шк. возраста / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Нар. асвета, 2007. — 71 с. : ил.

5. Трафимова, Г. В. Ёлочкины секреты : кн. для детей мл. шк. возраста / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Нар. асвета, 2009. — 48 с. : ил.

6. Трафимова, Г. В. Малышам о чудо-липучках : кн. для детей мл. шк. возраста / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Нар. асвета, 2008. — 32 с. : ил.

7. Трафимова, Г. В. Про мешки с сюрпризами : кн. для детей мл. шк. возраста / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Нар. асвета, 2008. — 47 с. : ил.

Скачать сценарий мероприятия