contrast version

Г. В. Герасимова, учитель высшей категории СШ № 20 г. Орши

 

УМНИКИ И УМНИЦЫ

 

Скачать сценарий мероприятия

Викторина

Класс заранее делится на четыре команды. Выбираются капитаны. Придумываются назва­ния команд. Например, «Природоведы», «Знай­ки», «Почемучки», «Аистята». На доске расписаны темы вопросов и их «стоимость»: 10, 20, 30, 40 и 50 баллов. Отвечающая команда сама выбирает сложность вопроса.

Так как зрителями нашей игры являются ро­дители, то для них можно устроить разминку. Баллы за неё каждый родитель отдаёт команде своего ребёнка.

В жюри — учителя, администрация школы и авторы книг.

 

Лес. Животные.

10 На одной выставке демонстрирова-V • лось около тысячи яиц самой разной формы и окраски. Их собрали из гнёзд 76 видов птиц, хотя их эти птицы не откладывали. Яйца какой птицы демонстрировались на выставке? Почему они оказались в гнёздах других птиц?

Ответ. Яйца кукушки. Она сама гнёзд не вьёт, а подбрасывает яйца в гнёзда дру­гих птиц.

20  Лесник, наблюдая за жизнью бобров, V • заметил, что, услышав подозритель­ный шум, бобр сразу же бросает своё заня­тие на берегу и кидается в воду, успевая при этом громко шлёпнуть по воде плоским без­волосым хвостом. Объясните эту особенность поведения бобра.

Ответ. Громкий шлепок по воде — сиг­нал опасности для сородичей.

30 В детский журнал пришло письмо от ЗУ» одного мальчика. Он писал: «Однаж­ды я шёл по лесу. Недалеко от земляничника под ноги мне бросилась тетёрка. Она скакала, распустив крылья и волоча одно крыло. Я по­думал, что птица ранена. Но, проскакав около 10 метров, птица полетела, как ни в чём не бы­вало». Объясните мальчику поведение птицы.

Ответ. Так самка тетерева спасала сво­их птенцов. В случае опасности птенцы пря­чутся в траву, прижимаются к земле и замирают,

а тетерка бросается под ноги врагу и притворяется раненой. Хищник или неопыт­ный человек идёт вслед за «раненой» птицей. Когда она отведёт врага на достаточное рас­стояние от места, где затаились птенцы, пти­ца взлетает, возвращается к птенцам и бы­стро уводит их в другое место.

40 Живут в лесу три зверя. Хвост одного зверя охотники называют трубой, второго — поленом, а третьего — цветком. Что это за звери?

Ответ. Хвост лисицы называют трубой, хвост волка — поленом, хвост зайца — цвет­ком.

50 На уроке ученики выступали с до-V • кладами о птицах. Миша рассказал о лесном барабанщике, Надя — о лесной кош­ке, а Саша — о попугае северных лесов. О каких птицах шла речь на уроке? Почему их так называют?

Ответ. Лесным барабанщиком называют дятла. Он громко стучит клювом по стволу де­рева, чтобы продолбить отверстие и достать из древесины насекомых, которыми он питается.

Лесной кошкой называют иволгу: потре­воженная птица кричит, как кошка, которой наступили на лапу. Попугаем северных лесов называют клеста-еловика. Эта птица питает­ся семенами еловых шишек. Действительно, клёст-еловик лазит по веткам, как попугай: и лапами цепляется, и клювом, и вниз хвостом повиснет, и вниз головой — ему всё равно.

 

Лес. Растения.

10   Цветки этого растения похожи на \# • маленькие белые колокольчики. Осе­нью на их месте повисают ярко-красные кру­глые ягоды. Есть их нельзя: они ядовиты. Что это за растение?

Ответ. Ландыш.

2 0 В одной сказке мачеха зимой послала девочку в лес за свежими ягодами. Плохо пришлось бы девочке, если бы ей не встретился добрый волшебник, который при­вёл её на поляну, разгрёб снег, а под ним ока­зались яркие ягоды. На самом деле, чтобы най­ти зимой в лесу свежие ягоды, никакого вол­шебства не требуется. Надо только заранее приметить место, где растёт... Какое растение?

Ответ. Брусника.

30 На экскурсии учитель попросил учащихся объяснить, почему ели под со­снами могут расти, а молодые сосёнки под еля­ми чахнут. Помогите школьникам найти ответ.

Ответ. Елям для жизни надо немного света, поэтому они могут расти под соснами, крона которых ажурная, неплотная, хорошо пропускающая свет. Соснам же необходи­мо много света. Под тенистыми кронами елей света им не хватает, потому они и чахнут.

40 Название какого хвойного дерева в переводе на русский язык означа­ет «скала»?

Ответ. Сосна.

50  Почему сосновый лес в народе называют краснолесьем?

Ответ. Сосновый лес издавна называют в народе краснолесьем потому, что при солнечном свете стволы сосен выглядят красными.

 

 

Болото.

10 Послушайте рассказ-загадку. Сидит лягушка на кочке, а рядом с ней растёт травка с листочками, усеянными блестящими капельками. Как только сядет на листочек комар или муха, листочек начинает сжи­маться в кулачок. А когда раскрывается, там ни мухи, ни комара уже нет. Сидит лягушка и понять не может, куда же деваются мухи и комары. А вы знаете, куда они исчезают?

Ответ. Росянка — хищное растение. Как только на её лист садится какое-нибудь насе­комое, лист сворачивается, и жертва оказы­вается внутри кулёчка. Затем листок начина­ет выделять соки, в которых тело насекомого растворяется, и растение всасывает его.

20  Это небольшой вечнозелёный кустарник с узкими листьями, покрытыми снизу ржавыми волосками. В народе его прозвали болотной одурью. А научное назва­ние растения произошло от старославянского слова «багулить», что значит «отравлять». О каком болотном растении идёт речь? Почему оно снискало себе недобрую славу?

Ответ. Это багульник. У него ядовиты и листья, и стебли, и корни, и цветки. Цветы багульника обладают сильным дурманящим запахом, от которого начинает болеть и кру­житься голова.

30    Каждый, кого кусал комар, знает, что место укуса чешется. Почему при укусе комара ощущается зуд?

Ответ. Вонзая хоботок в кожу, комар вводит в ранку ядовитую слюну, которая и вызывает зуд. В момент укуса мы не ощуща­ем боли, потому что слюна содержит обезбо­ливающее вещество. Когда его действие про­ходит, появляется зуд.

40  В народе говорят: «Когда ужу хорошо, лягушке плохо». Объясните по­чему.

Ответ. Ужи поедают лягушек. Потому, когда ужи сыты, плохо их жертвам — ля­гушкам.

50   Лось — крупное животное чуть ли не три метра высотой и весом иной раз больше чем триста килограммов. Лоси не­редко заходят на болота, чтобы полакомить­ся травами, ягодами. Почему же им сравни­тельно легко удаётся передвигаться по зыб­ким, топким болотам, хотя другие крупные животные вязнут?

Ответ. У лося копыта раздвоены, меж­ду ними натянута кожистая перепонка. Когда лось бежит, то копыта раздвигаются, пере­понка натягивается, давление тела животного распределяется на большую площадь опоры, и он не вязнет в болотистой топи. Пробира­ясь через болота, лось вытягивает передние ноги вперёд, а брюхом касается земли. От­талкиваясь задними ногами, в таком положе­нии он скользит по болоту, пока не выберет­ся на более устойчивый грунт.

 

Поле.

10    Летом над полем можно увидеть крупную птицу, которая парит в воз­духе, казалось бы, не взмахивая крыльями. Кружится и высматривает добычу. Увидит — и вниз, хватать. Название птица получила за свой голос. Он громкий, но какой-то гнусавый. Птица жалобно кричит: «Кээй... кээй...» — как будто что-то выпрашивает. Как же назы­вают эту птицу?

Ответ. Эта птица — канюк.

 

20  На полях с зерновыми культурами нередко можно увидеть шесты с пе­рекладинами. Для чего их устанавливают?

Ответ. Эти шесты с перекладинами спе­циально расставляют для хищных птиц, что­бы им было удобнее высматривать добычу — мышей и полёвок, которые поедают огромное количество зерна.

30 В сказке Александра Сергеевича Пушкина «О попе и работнике его Балде» в качестве условия найма на работу Балда требу­ет, чтобы его кормили варёной полбой. Что та­кое полба? О сорте какого зернового растения, широко выращивавшегося ранее, идёт речь?

Ответ. Полба — сорт пшеницы с ломким колосом, который отличался неприхотливо­стью, скороспелостью.

40    Тля — очень плодовитое насекомое. Весной каждая самка рождает 35— 50 «дочек». Через 7—10 дней каждая «доч­ка» приносит по 35—50 «внучек». Ещё че­рез 7—10 дней «внучки» приносят по 35—50 «правнучек». И так за лето 15—20 поколений. Почему же тля при всей плодовитости не по­крыла весь земной шар?

Ответ. Потому что у тли есть враги. Главный из них — божья коровка. За сутки божья коровка съедает до 200 тлей, а личин­ка этого жука — вдвое больше.

50 Родина этого растения – Америка. В Европу оно было завезено испанцами в 1510г. Долгие годы а Европе его выращивали как красивый декоративный цветок, высаживали на клумбах. Затем его стали выращивать на огородах – ради вкусных семян. И только в середине XIX века догадались выжимать из семян масло. О каком растении идёт речь?

Ответ. О подсолнечнике.

 

Разминка.

Деревья.

1.        У какого хвойного дерева иголки расположены попарно? (Сосна)

2.        Какое хвойное дерево даёт лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов (ель)

3. Древесина какого дерева используется в производстве спичек? (Осина.)

4. Какое дерево зацветает самым послед­ним? (Липа.)

5. У каких деревьев листья краснеют осе­нью? (Осина, клён, рябина.)

6. У каких деревьев весной можно наблю­дать движение сока? (Клён, берёза.)

7. Какое дерево называют дрожащим то­полем? (Осина.)

8. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остаётся прохладной? (Берёза.)

Птицы.

1. Эту птицу почему-то называли пустой, никудышней. (Пустельга.)

2. Лучший певец среди птиц. (Соловей.)

3. Одна из самых маленьких птиц наших лесов. (Королёк.)

4. Птица — лесной доктор. (Дятел.)

5. Эта птица подбрасывает свои яйца в чу­жие гнёзда. (Кукушка.)

6. Эта птица может передвигаться по ство­лам деревьев вниз головой. (Поползень.)

 

7. Эта птица выводит птенцов зимой. (Клёст.)

8. Перья этой птицы с годами становят­ся пепельно-серебристыми, почти седыми. (Лунь.)

 

Животные.

1. Его следы похожи на человеческие. (Медведь.)

2. Её называют пернатой кошкой. (Ивол­га.)

3. Детёнышей этого животного называют настовиками, травниками, листопадниками. (Заяц.)

4. Это второе по величине (после зубра) животное Беларуси. (Лось.)

5. О нём говорят, что он — пример акку­ратности. (Барсук.)

6. Она на деревьях грибы сушит. (Белка.)

7. О нём говорят, что его «ноги кормят». (Волк.)

8. Это дикая кошка с коротким хвостом и кисточками на ушах. (Рысь.)

 

Список использованных источников

1. Трафимова, Г. В. Человек и мир: 3 класс: 200 заданий для умников и умниц : вопросы и за­дания к урокам и олимпиадам / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Аверсэв, 2008. — 143 с.

2. Трафимова, Г. В. Человек и мир: 3 класс: чу­деса родного края : книга для чтения / Г. В. Тра­фимова, С. А. Трафимов. — Минск : Аверсэв, 2008. — 160 с.

Скачать сценарий мероприятия